Летчики собираются в классе предполетных указаний. На специальных стендах размещены схемы аэродрома и полигонов «Спирово» и «Кушалино». На доске начертаны схемы выполнения полетных заданий, курса взлета и захода на посадку.
Сегодня экипажи вертолетов Ми-28Н, Ми-28УБ, Ми-35 и Ми-8 различной модификации в ходе плановых полетов будут отрабатывать элементы пилотажа и боевое применение по наземным целям в сложных метеоусловиях. Нанесение авиационного удара будет выполняться одиночно и в составе пар на высотах от 50 до 200 метров с дистанции от 300 до 1500 метров.
А пока заслушиваются доклады о готовности к полетам, о состоянии техники, вооружения, средств связи, метеорологической обстановке. Медслужба дает «добро». Спасательная служба наготове.
Пока летчики готовятся к полетам, заместитель начальника 344-го авиацентра по войсковым испытаниям и летно-методической работе полковник Василий Клещенко рассказывает о центре — кстати, единственном в стране:
— Мы переучиваем летный состав, авиационный персонал, включая иностранных военных специалистов, на новые, а также перспективные образцы авиационной техники. Также мы испытываем новую, модернизированную авиационную технику, которая потом поступает в войска. Выполняем полеты, пишем методические рекомендации, которые потом превращаются в методические пособия. И летный состав строевых частей пользуется данными материалами при выполнении полетов по боевой подготовке, а также при выполнении других специальных задач.
Журналисты просят полковника рассказать о сегодняшней «изюминке» центра — учебно-боевом ударном вертолете Ми-28УБ.
— Изначально он был «в облике» Ми-28Н, с одним управлением у командира экипажа, в состав экипажа которого входил штурман-оператор, — рассказывает Василий Клещенко. — В дальнейшем было принято решение с целью переучивания летного состава, а также для обеспечения безопасности полетов на его базе разработать модификацию Ми-28УБ, где на основе гидромеханических систем в передней кабине установлен второй комплект управления. Соответственно, дополнительно там есть и комплекс имитации отказов. Данный вертолет позволил более продуктивно, а главное — безопасно обучать молодой летный состав на вертолеты Ми-28.
То есть винтокрылой машиной можно полноценно управлять как из кабины летчика, так и из кабины оператора, который выполняет функции инструктора. На этом вертолете, что немаловажно, установлены новые энергопоглощающие кресла, предохраняющие летчиков от травм при жесткой посадке.
Ми-28УБ с бронированным корпусом — настоящая летающая крепость. Вертолет способен летать на предельно малых высотах, совершать кульбиты высшего пилотажа, а также мастерски поражать цели.
— Это самый современный на сегодняшний день авиационный комплекс милевской фирмы, в котором реализованы все лучшие разработки, начиная от пилотажных свойств и заканчивая эргономикой кабины, — говорит полковник Василий Клещенко. — Один из ключевых моментов на сегодняшний день, актуальных на поле боя, — это возможность использования вертолета с применением очков ночного видения.
Учебно-боевой вертолет Ми-28УБ сохраняет все ударные возможности. Его можно использовать не только для обучения пилотов, но и для нанесения ударов по объектам и технике противника.
— Вертолет достойный, он уже занял и далее будет занимать свое место в строю, — отмечает полковник. — Он уже поступает в войска. Ми-28УБ есть на вооружении уже в 4-й и 6-й армиях. Личный состав переучен. Планируется, что на вертолетное звено в дальнейшем будет приходиться один учебно-боевой вертолет Ми-28УБ.
Был также задан резонный вопрос: планируется ли поступление новых модификаций вертолетов в центр?
— Уже не на одной выставке присутствовали многоцелевые вертолеты милевской фирмы — Ми-38, где стоят более экономичные двигатели по расходу топлива и боевая нагрузка реализована более экономично. Машина интересная, мы надеемся, что она поступит в центр, и мы будем ее осваивать.
Летчики авиацентра ждут Ми-38. У винтокрылой машины — большие иллюминаторы, которые могут использоваться как аварийные выходы. Она создавалась с учетом современных международных требований. У Ми-38 — надежная, пожаробезопасная топливная система, энергопоглощающие шасси, обеспечивающие безопасное падение с высоты 15 метров. Шум и вибрация в кабине значительно ниже, чем у его «собрата» Ми-8.
А вот арктическая версия Ми-8АМТШ-ВА уже успешно обкатана в Центре армейской авиации.
— Вертолет себя отлично проявил в северных широтах, в Арктике, — говорит полковник Василий Клещенко. — У нас на сегодняшний день летают три Ми-8АМТШ-ВА, мы переучиваем на нее летный состав строевых частей. Сами продолжаем проводить эксплуатацию, изучаем данную машину более детально.
Когда интересуемся у летчиков, кто из них был в командировке в Сирийской Арабской Республике, слышим: «Спросите лучше, кто там не был». Этот опыт, несомненно, учитывается при дальнейшей подготовке летчиков.
— Летный состав и вся армейская авиация перед убытием в командировку проходят специальные сборы в Центре, где мы определяем готовность летчиков к выполнению специальной задачи, — говорит полковник. — Опыт аккумулируется, передается в войска и применяется в процессе боеподготовки.
Авиаторы Центра выполняли задания как в Афганистане, так и потом на Северном Кавказе.
— Специфика действий в САР — в том, что армейскую авиацию все чаще стали применять в ночных условиях, с использованием приборов и очков ночного видения, — уточняет Василий Клещенко.
По полю между тем проносится с ревом пожарная машина. Но только журналисты с тревогой смотрят ей вслед. Для летчиков центра это обыденное явление. Пожарную машину с включенной сиреной выпускают на поле, чтобы… распугать птиц.
— Для борьбы с птицами у нас организован целый процесс, начиная с метеорологической службы и заканчивая инженерно-аэродромной службой, — говорит полковник. — Сейчас орнитологическая обстановка спокойная. Многие виды птиц перелетели в теплые края. Но летный состав при выполнении полетных заданий готовится к таким ситуациям по орнитологии. Сюда входят обход, осмотрительность, маневрирование. В этом году в Центре столкновений воздушных судов с птицами не было. По статистике и анализу служб безопасности полетов, такие случаи чаще всего встречаются в оперативно-тактической авиации, с самолетами, так как у них совершенно другие скорости.
А экипажи армейской авиации ВКС между тем начинают выполнять практические пуски неуправляемых авиационных ракет и стрельбу из пушек. В полетах задействовано более 10 вертолетов.
— Полеты выполняются по плану боеподготовки, применяются вертолеты Ми-28Н, снаряженные неуправляемыми ракетами С-8 и пушкой, — комментирует происходящее на полигоне Василий Клещенко.
Полеты проходят в сложных метеоусловиях. Температура воздуха +3 градуса, идет мелкий дождь. Самые характерные температуры при обледенении, по словам полковника, — от нуля до -5 градусов. Сейчас условия, что называется, на грани. Но все под контролем.
— Все вертолеты оборудованы противообледенительной системой, — говорит Василий Клещенко. — Перед выполнением полетов на земле эта система включается. И далее обстановка контролируется начиная с предполетного указания, доклада начальника метеослужбы. При выполнении полетов летчики четко контролируют наличие или отсутствие обледенения, его степень, а также работу противообледенительных систем.
После выполнения задания мы встречаем на поле старшего инструктора отдела боевых вертолетов Центра подполковника Дмитрия Меняйло.
— В армии я 32 года, летаю 28 лет, — говорит о себе Дмитрий Витальевич. — Наша основная задача — летные исследования, войсковые испытания. Получая новый вертолет, обкатываем его, выясняем, что с ним можно делать, какую тактику применять в связи с новыми появившимися возможностями.
На шлеме подполковника Дмитрия Миняйло изображена хищная птица. С 1997 года он входит в состав пилотажной группы «Беркуты», которая летает на шести ударных вертолетах Ми-28Н «Ночной охотник».
— По каким критериям отбирают летчиков в пилотажную группу? — интересуемся у летчика-аса.
— Очень хорошо об этом сказал один английский летчик из пилотажной группы «Красные стрелы»: «Ты должен быть, во-первых, военным летчиком. Во-вторых, ты должен быть лучшим военным летчиком. В-третьих, ты должен быть самым лучшим военным летчиком».
В арсенале «Беркутов» — порядка 15 фигур высшего пилотажа. Когда спрашиваем у Дмитрия Миняйло, какая, на его взгляд, самая сложная из них, он задумывается лишь на вид и говорит:
— Это простой вираж на маленькой скорости вокруг одной точки. Со стороны кажется, что это достаточно простая фигура, но выполнить ее непросто. Особенность «Беркутов» — в том, что ни одна пилотажная вертолетная группа в мире больше не летает на тяжелых боевых машинах.
Дмитрий Витальевич девять раз участвовал в групповом пролете над Красной площадью во время парада 9 Мая.
— Полет этот сложен только в плане навигации и выхода к Красной площади в заданное время, — рассказывает летчик. — Пилотаж там крутить не надо, требуется только ровненько и красиво пролететь на высоте 200 метров над Красной площадью. Что там творится внизу, никаких трибун и людей я ни разу не видел. Смотришь ведь всегда на вертолет, летящий впереди…
В 344-м Центре боевого применения собраны самые опытные летчики. Но в этом году в элитное подразделение пришло молодое пополнение — 22 выпускника Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков. Уровень их подготовки Василий Клещенко оценивает как хороший. «Главное, что есть желание летать», — говорит полковник.