«МК» уже писал об этой инициативе, которая была внесена в Госдуму 10 мая 2018 года группой единороссов. Кодекс об административных правонарушениях предлагается дополнить новым составом — «вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собраниях». Граждан за это накажут штрафами в 30–50 тысяч рублей, обязательными работами на срок до 100 часов или арестом на срок до 15 суток. Должностным лицам обещан штраф от 50 до 100 тысяч рублей, а юрлицам — в пять раз больший.
На заседании Комитета один из авторов, Евгений Ревенко («ЕР»), заявил, что инициатива «не ограничивает свободу собрания», а речь в ней идет «прежде всего об организаторах акций, которые ведут агитацию и размешают призывы, обращенные к несовершеннолетним». (Отметим: никаких оговорок про организаторов в тексте нет - «вовлечение», и всё.)
Несовершеннолетние же, продолжил депутат, «часто не отдают себе отчета в серьезности последствий», а МВД констатирует рост числа подростков, участвующих в акциях: 475 россиян моложе 18 лет было задержано в стране в 2017 году, а лишь в один день, 5 мая 2018 года, — 223.
Вызвано ли это действительным ростом числа детей, желающих выйти в нарушение запрета на улицу, или просто установкой властей на массовые задержания даже в ходе мирных акций — не известно. Алексея Навального, на чьих акциях традиционно полиция собирает богатый «урожай» молодежи, долгое время участники дискуссии ухитрялись по имени не называть.
«К сожалению, мы все чаще работаем с последствиями, а здесь перед нами профилактика, предупреждение нарушений», — похвалила авторов от имени комитета Ирина Белых («ЕР»). А то «существуют группы и взрослые люди, которые заманивают молодежь в агрессивные действия», — пояснила она. Похоже, один лишь факт выхода даже на абсолютно мирную, но несанкционированную акцию она считает проявлением агрессии…
В заключении комитета есть лишь одно замечание к тексту проекта: необходимо уточнить нижнюю границу количества часов обязательных работ. Между тем правовое управление Госдумы и Верховный суд обратили внимание еще и на то, что административная ответственность в России вообще-то возникает с 16 лет, и нужно уточнить, с какого возраста она будет наступать в данном случае, «поскольку вовлекать в совершение правонарушения может такое же несовершеннолетнее лицо».
Зато в отзыве правительства вообще нет ни одной претензии — там лишь отмечается, что законопроект «является актуальным», так как направлен «на предупреждение участия несовершеннолетних в несанкционированных публичных мероприятиях», и потому «заслуживает поддержки».
Удивительно, но никаких вопросов ни у кого не возникло по поводу самого главного: что такое «вовлечение». Г-н Ревенко сказал лишь, что «способы тут могут быть разными — и уговоры, и обман, и призывы, и угрозы», но примеров не привел.
«При желании по этому закону можно привлечь кого угодно», — заявил Сергей Иванов (ЛДПР). Его интересовало, накажут ли, к примеру, политика, который подавал заявку на митинг, ему отказали, он об этом объявил, но какие-то подростки все равно на улицу вышли.
«Если о том, что согласование не получено, организатор уведомил, то претензий к нему быть не может», — сначала предположил автор, а потом добавил, что решать, кто виноват в «вовлечении», а кто нет, будет суд.
Были и такие, кто считал предложенные меры недостаточными. Евгений Марченко («ЕР») произнес-таки фамилию Навального и предложил в случае наступления тяжких последствий «криминализировать вовлечение», то есть ввести за него уголовную ответственность. Но главное, сказал он, что «начало положено». «Вы не оставите эту тему, надеюсь», — обратился он к г-ну Ревенко.
Особого энтузиазма у автора это напутствие не вызвало.