Совсем недавно, 26 сентября, Украина отметила мрачную годовщину с момента крупнейшего пожара на военных складах в Калиновке, что в 20 км от Винницы. Отчитались о том, сколько разрушенных домов отстроили, рассказали, сколько нужно еще времени на полное разминирование территории от разлетевшихся снарядов (за год не управились). Следствие по делу еще не завершено, а тут и новое подоспело. На этот раз жахнуло в Черниговской области: на военных складах в Ичне взорвался шестой арсенал ВСУ.
Снаряды начали рваться в 3.30 утра. Детонировали со скоростью 2-3 разрыва в секунду. В зону поражения попали города Ичня и Прилуки, а так же 36 поселков. Первыми же взрывами был разрушен автовокзал города. С рассветом людей начали эвакуировать. Всего из опасной зоны вывезено 10 тысяч человек. О раненых и погибших официальные сводки умалчивают.
Шестой арсенал ВСУ, как и многие на Украине, относится к зонам открытого складирования. То есть снаряды хранятся прямо на земле. О том, что подобная небрежность рано или поздно закончится громким ЧП, заявляли многие. Жители города Ичня еще в октябре 2017 года передавали обращение верховному главнокомандующему Порошенко: склады в плохом состоянии и абсолютно не защищены. В Министерстве обороны уверяли, что никаких опасных боеприпасов на складе нет, и уж, тем более, нет там никаких реактивных снарядов. Однако их слова опровергаются фотографиями с места событий. В соцсетях постят фото улиц Ични с воронками, из которых торчат ракеты «Град».
Кстати, дело по факту взрывов возбуждено по статье «небрежное отношение к службе». Про диверсию и «российский след» военные не говорили, но политики позже, конечно, сели на «любимого конька».
О возможной диверсии первыми заявили в СБУ, якобы взрывы одновременно прогремели в четырех местах. Затем версию диверсии поддержал глава комитета Рады по нацбезопасности Пашинский, который впрочем признал, что с момента предыдущей трагедии в Калиновке так ничего в условиях хранения боеприпасов не изменилось. Программа по постройке бетонных хранилищ не началась.
Дальше понеслось: вице-премьер Вячеслав Кириленко заявил, что взрывы в Ичне организованы для того, чтобы сорвать предоставление Украине томоса об автокефалии. Министр инфраструктуры Владимир Омелян сразу углядел в событии «руку Кремля». Потому что это же Россия в Сирии воюет, Крым «оккупировала», Скрипалей отравила и в американские выборы вмешалась. Значит и склады на Украине ее рук дело...
Помнится, после взрывов в Калиновке в сентябре прошлого года пресс-секретарь главного управления развития и сопровождения материального обеспечения Вооруженных сил Украины Сергей Мисюра обнаружил даже целую российскую диверсионную группу, которая пробралась на склад. После того, как военный прокурор незалежной Матиос заявил, что никаких ДРГ и беспилотников возле складов не было, и СБУ это подтвердила, Мисюра сообщил, что арсенал поджег российский спутник...
Точку в споре через месяц поставил директор Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз Александр Рувин, проводивший расследование. На заседании комитета Верховной Рады по вопросам Национальной безопасности и обороны он сообщил, что «взрывы произошли внутри складов. Было два мощных взрыва. Один – это открытое хранилище, где лежали "Тюльпаны", и второй – это бункер с "Ураганами". Извне никакой возможности инициировать взрыв нет, эти хранилища с бетонными дверями шириной в метр. Туда извне попасть ничего не могло. Тем более, ни одного оснащенного боеприпаса там не было".
То есть в Калиновке к поджогу могли приложить руки только свои. Тем более, что на складе ожидалась проверка и надо было как-то скрыть хищения. После признаний экспертов расследование засекретили и до сих пор не дают о нем никаких данных.
До этого, в марте 2017-го года, полыхали военные склады в Балаклее. Руководство арсенала так же обвиняло в ЧП «беспилотники Москвы». А потом выяснилось, что пожар вспыхнул сразу после масштабной гулянки высших чинов ВСУ на территории складов. После этого ЧП к дисциплинарной ответственности привлекли 80 человек. Но что интересно, ровно за день до взрывов в Ичне суд восстановил в должности начальника военных складов в Балаклее...