…Со ступени на ступень
Века возводят человека.
Александр Одоевский
Мне приходилось в годы работы в ЦК ВЛКСМ, в «Комсомольской правде» и в издательстве «Молодая гвардия» не единожды общаться с Борисом Николаевичем, испытать на себе его душевную чуткость, человеческую озабоченность, внимание и поддержку.
Борис Николаевич — коренной москвич. Родился в семье рабочих. Отец с первых дней Великой Отечественной ушел на фронт. Был тяжело ранен под Волховом и в 1942 году умер в госпитале. Отроческий возраст Бориса выпал на труднейшее время для страны. Возможно, что эти условия оказали свое влияние на жизнестойкость юноши. Когда стала его затягивать в свои весьма неправедные дела улица, он смог круто изменить увлечения: записался в спортивную секцию. Был даже чемпионом столицы среди школьников по эстафетному бегу.
Окончив с серебряной медалью среднюю школу, поступил в МВТУ имени Н.Э.Баумана. С третьего курса он в зачетках получал одни «пятерки»; стал комсомольским активистом, заместителем секретаря комитета комсомола; в вузе встретил свою любовь — Жанну Павловну, с которой они отмечали и золотую свадьбу. В училище приобрел Пастухов на долгие годы доброго советчика и наставника в лице Николая Григорьевича Егорычева. Фронтовик, сам воспитанник Бауманки, в комсомольском вожаке сумел разглядеть человека активной жизненной позиции, обладающего мощной энергией, способной превратить его в авторитетного общественного деятеля. И когда Борис Пастухов уже собирался после получения диплома идти на производство, его пригласили в Бауманский райком партии, который тогда возглавлял Н.Г.Егорычев, и предложили стать одним из руководителей районной комсомольской организации. Позже Борис Николаевич рассказывал, как он сопротивлялся, поскольку прикипел уже к инженерной профессии, но потом не скрывал своей благодарности Егорычеву. Ибо так начиналась «школа комсомола» Пастухова.
В центральном штабе комсомола он проработал восемнадцать лет, из них пять лет первым секретарем. Когда журналист попросил Бориса Николаевича самому определить, какое дело в жизни он считает главным, ответ прозвучал такой: «Куда Родина говорила «надо!» — так тем и был!». И это, безусловно, правда. В комсомоле он считал самым трудным поручением, когда их с Юрием Алексеевичем Гагариным зимой 1964 года отправили в Мурманск для встречи экипажа атомной подводной лодки «Комсомолец». На ней произошел пожар, и семь молодых ребят добровольно шагнули в зону смертельной радиации, чтобы ценой своей жизни спасти лодку и товарищей. Нужно было найти слова утешения для каждой матери, потерявшей сына… Гагарину и Пастухову пришлось принимать эту людскую боль в свои сердца…
После комсомола Б.Н.Пастухову доверяют возглавить Госкомиздат СССР. Борис Николаевич с радостью встретил это назначение, ибо с книгой был дружен с юных лет. Друзья, побывавшие в доме Пастуховых, восхищались собранной им богатейшей библиотекой, которая верой и правдой служила и служит ему, чтобы всегда и во всем быть, по словам А.С.Пушкина, с веком наравне. Однако поработать в книгоиздании пришлось недолго.
Неожиданно его приглашают в ЦК КПСС и сообщают, что он утвержден чрезвычайным и полномочным послом СССР в Дании. Там он проработал три года. А в 1989‑м, после того как последний советский воин-интернационалист покинул Афганистан, Пастухова направляют послом в Кабул. Миссия такова: посольству продержаться там хотя бы три-четыре месяца, чтобы в советском обществе не сложилось представления, что ввод туда войск — это ошибочное решение. Пастухов и его посольство почти четыре года работало в Кабуле, в столице страны, где шла ожесточенная гражданская война. А на Родине в это время рушился Советский Союз. Можно понять настроение Пастухова в те годы! К тому же наше государство прекратило оказывать поддержку афганскому правительству. Даже горючее для поставленной ранее советской военной техники Пастухову пришлось «доставать», используя свои прежние комсомольские связи с руководителями предприятий и республик. А в итоге МИД уже новой России, отзывая его из Афганистана, даже не оплачивает проезд домой, не предлагает никакой работы: устраивайся, мол, сам.
Возвратившись в Москву, Борис Николаевич идет на прием к Б.Н.Ельцину, и тот тут же подписывает указ об утверждении Пастухова в должности заместителя министра иностранных дел. Ему пришлось взять на себя непростую обязанность стать специалистом по «горячим точкам» во многих уголках разрушенного советского государства, разрубать гордиевы узлы часто кровавых противоборств в Грузии и Абхазии, в Таджикистане, Нагорном Карабахе, Приднестровье. Ельцин назначал Пастухова своим представителем на переговорах по урегулированию грузино-абхазского конфликта.
Дальше Бориса Николаевича ждет новая удача. Он уже давно попал в поле зрения Е.М.Примакова, который, как только пришел руководить МИДом, назначает Бориса Николаевича своим первым заместителем. Е.М.Примакову поручается сформировать правительственный кабинет, и он предлагает Б.Н.Пастухову в нем пост министра по делам СНГ. Когда правительство Примакова уходит в отставку, они оба баллотируются в Государственную думу, где Борис Николаевич не один год работал председателем Комитета по связям с соотечественниками, попавшими в трудное положение в бывших советских республиках, а теперь независимых государствах. После назначения Е.М.Примакова руководителем Торгово-промышленной палаты он приглашает Пастухова прийти к нему заместителем. Многие годы они сообща работали над разрешением одной из застарелых проблем общественно-экономического развития страны — урегулированием отношений между властью, бизнесом и обществом.
Где бы ни трудился Пастухов, одна забота — о детях и молодежи — не оставляет его никогда. В Госкомиздате он молодогвардейскую серию «Библиотека юношества» делает межиздательской, чтобы больше хороших книг доходило до молодого читателя. Вместе с другими бывшими руководителями комсомола вносил на рассмотрение президента вопрос о воссоздании в стране единой юношеской организации. Будучи членом президиума Российского детского фонда, Пастухов активно включился в развертывающуюся антинаркотическую кампанию в современной России. Он участвует во всех мероприятиях, готовящихся к 100‑летию образования ВЛКСМ.
Важно отметить, что Борис Николаевич, пожалуй, больше других зарекомендовал себя как настоящая «скорая помощь» для тех, кому она была нужна. Дважды обращаться к нему не приходилось, утверждают очень многие ветераны комсомола, которые на себе испытали сердечную заботу со стороны Пастухова. И о том, что это никакое не преувеличение, красноречиво говорит книга воспоминаний Бориса Николаевича «Друзей моих прекрасные черты». Прочитайте ее как исповедь благодарного человека за то влияние, которое испытал на себе от своих друзей. И сам он всю жизнь поступает так же. Пожелаем же Борису Николаевичу крепкого здоровья, долгих лет жизни, новых свершений в его служении Родине.
Читайте материал: "Борис Пастухов: "Мы всегда отвечали: "Есть!"