Хотя пророссийская партия «Согласие» и обогнала все другие политические объединения (всего в Парламент прошло семь партий), повлиять на ситуацию в стране она не в состоянии. Все прочие партии в один голос заявили, что не собираются сотрудничать с «Согласием» Ушакова. Проблема еще в том, что вторая пророссийская сила - Партия Русский союз Латвии — не преодолела пятипроцентный барьер и в Парламент не попала. «Согласию» там противостоят «проевропейские» и националистические силы. Идеологические различия между политическими оппонентами крайне усложняют формирование правящей коалиции. «Правительство из 5-6 партий с диаметрально отличными ценностями не сможет нормально функционировать по определению и не сможет принести стране никаких перемен. В свою очередь социально-ответственный подход и идеи согласия между латышами и нелатышами должны стать стабилизирующей основной для любого правительства», - говорит Нил Ушаков. Но вряд ли его услышат.
Считается, что главным направлением «Согласия» является защита русских в Латвии. Лидер партии неоднократно выступал за защиту русского языка. В апреле он пообещал оспорить через Конституционный суд закон о переводе школ национальных меньшинств на латышский язык. Однако, в последнее время партию обвиняют в предательстве русских школ. Это связано с тем, что правление партии выдвинуло кандидатом в министры образования одного из главных авторов и исполнителей перевода школ нацменьшинств на латышский язык обучения Эвию Папуле. Еще в 2001 году чиновница заявляла, что «тем, кто хочет учится только на своем родном языке, единственная возможность будет частная школа». Ушаков же охарактеризовал чиновницу, как самого лучшего специалиста в системе образования.
Кроме того, ряд СМИ обвинили Ушакова в том, что он не препятствует латышизации русских детских садов в Риге. В выборе детского сада для своего сына Тома, он отдал предпочтение латышскому. По его словам, дома они разговаривают с ребенком на двух языках: государственном и русском.
Эксперт считает, что результаты выборов стали референдумом о том, насколько русскоязычные общины беспокоятся о собственном будущем.
Мирослав Митрофанов, евродепутат от «Русского союза Латвии», сопредседатель Штаба защиты русских школ:
- На исход этих выборов сыграли равнодушные люди, которые ничем не интересуются и ничего не читают. Большинство людей, которым не безразлично собственное будущее, которые пытаются разобраться в существующем положении в стране, проголосовали либо за нас, либо за наших главных конкурентов — партию «Согласие». Многие люди, которые не поддержали нас на выборах считают, что несмотря на принятие «школьной» реформы, они смогут найти какие-то лазейки, чтобы обойти законопроект. Будут его саботировать и продолжать общаться на русском. Однако этот закон — один из политически приоритетных в республике, за которым будет особо жесткий контроль. Фактически через два года эти люди взвоют, потому что их дети не смогут получить нормальное образование. Они не понимают, что этот проект готовился не из лучших побуждений, а из соображений мести и для создания насильственной ассимиляции. На результаты этих выборов можно смотреть как на референдум, который показал насколько важен для русскоязычной общины вопрос их существования в стране. И исход этого референдума сыграл не в нашу пользу. Более того, «лицом» списка «Согласия» становятся не люди, которые защищают интересы русскоязычного населения, а активный исполнитель перехода школ на латышский язык Эвия Папуле. Если мы сейчас пойдем по пути смирения и соглашательства, то через несколько поколений нас просто не останется.