Тем не менее Пекин пока воздерживается от официальных комментариев по этому вопросу. Об исчезновении международного чиновника стало известно после заявления его супруги. Женщина проживает в Лионе, где находится штаб-квартира Интерпола. Она сообщила местной полиции, что после отъезда в Китай в конце сентября ее супруг перестал выходить на связь.
Напомним, что 64‑летний Мэн Хунвэй гражданин Поднебесной и до назначения на пост главы Интерпола занимал должность заместителя министра общественной безопасности КНР.
«В Китае начиная с 2013 года проводится системная борьба с коррупцией, — комментирует «МК» профессор РУДН, востоковед Юрий ТАВРОВСКИЙ. — Если раньше судили и даже расстреливали отдельных проворовавшихся чиновников, то теперь идет системная борьба, и ею занимается комиссия по проверке партийной дисциплины, которая якобы и задержала этого человека. Ее полномочия даже больше, чем у полиции, прокуратуры и органов госбезопасности. И был провозглашен лозунг, что нужно бороться «не только с мухами, но и с тиграми», то есть не только с мелкими казнокрадами, но и с крупными деятелями. И очень много людей министерского уровня, членов политбюро попали в жернова, были осуждены. И вот сейчас параллельно с делом президента Интерпола разразился скандал с главной красавицей Китая Фань Бинбин, которая тоже на несколько месяцев исчезла — никто не знал, где она. Потом оказалось, что она была в специальной тюрьме этой комиссии и ей назначили штраф.
Китайцы уделяют большое внимание как раз поимке коррупционеров, которые сбежали за границу и там прячутся. Их называют лисами, и очень большое внимание уделяется правоохранительным органам, из которых, собственно, и вышел этот человек.
Скорее всего, Мэн Хунвэя притянули за прошлые грехи, которые он совершил, еще будучи на каких-то постах в Китае. Конечно, странно, что статус международного чиновника не смог его защитить, но, видно, такие дела, что даже это не стало препятствием. В Китае, например, попал в тюрьму и получил пожизненный срок человек, который был одним из девяти руководителей КНР до прихода к власти Си Цзиньпина, и именно он курировал все административные органы от имени партии — и прокуратуру, и полицию, внутренние войска.
Так что Мэн Хунвэй — это далеко не самый большой «тигр», «тигры» и покрупнее были. Произошедшее — доказательство того, что кампания по борьбе с коррупцией продолжается даже в условиях санкций и нажима на Китай».
Тем не менее назначение Мэн Хунвэя на пост руководителя Интерпола в 2016 году воспринималось в КНР позитивно и представлялось как доказательство влияния и все более тесного участия Пекина в международном сотрудничестве. В разное время Хунвэй работал также заместителем председателя Национальной комиссии по контролю над наркотиками, главой Национального контртеррористического управления и генеральным директором береговой охраны Китая.