Юнус-Бек Евкуров возглавляет Ингушетию уже десять лет. В 2013 году прошли выборы (всенародные в республике отменили, голосовали только местные депутаты), на которых он набрал 25 голосов из 27. С тех пор количество депутатов в ингушском ЗакСе (Народном собрании) возросло до 30. На последних выборах в сентябре этого года Евкурова переизбрали. На сей раз он набрал 26 голосов.
Что же касается ратификации соглашения между Чечней и Ингушетией по административной границе, из-за которого начались бунты, то на сайте Народного собрания утверждается: на заседании было 25 депутатов, из них трое было против, а 22 человека воздержались. Эту же версию озвучил и сам Евкуров. Если же верить самим депутатам, заявившим о своем протестном голосовании, то большинство тех, кто голосовал, высказались против.
Аббас Галямов, политолог:
- Евкуров давно исчерпал себя, однако, сейчас его Кремль на «съедение» общественному мнению не отдаст. Власти дождутся пока протест выдохнется, а потом заберут Евкурова «на повышение» в Москву. При этом протестующим не удастся добиться отмены решения о согласовании границ с Чечней. Власти костьми лягут. Скорее можно ожидать силового решения, если протест будет нарастать.
Илья Гращенков, главы Центра развития региональной политики:
- В свое время Евкурова назначали в качестве противовеса Рамзану Кадырову, но Ингушетия не может конкурировать с Чечней по финансовым причинам. Поэтому Магас вынужден идти на уступки Грозному, что воспринимается ингушами как слабость. К тому же у Евкурова серьезный конфликт с местным муфтиятом, что важно для такого религиозного региона как Ингушетия. Таким образом нарастание политического кризиса было лишь делом времени.
Нынешняя ситуация может привести к отставке Евкурова. До сих пор его не меняли лишь потому, что никто не заявлял о своих претензиях на республику. Теперь, очевидно, там без особых проблем можно найти желающих ее возглавить. При этом основным критерием будет способность нового руководителя договориться с толпой. Кроме того, отставку можно провести в рамках общей ротации губернаторов, что минимизирует репутационные риски для Кремля.
Но Евкуров все еще может попробовать договориться с протестующими. Если он не будет отсиживаться и сможет убедить их урегулировать приграничный спор с Чечней, Кремль поменяет его не сейчас, а через несколько месяцев. Москве это будет даже приятно, потому что она очень не любит проводить отставки «через площадь».
Правда, здесь многое зависит от оппозиции. Если она продолжит раскачивать ситуацию, ни о каких переговорах речи быть не может. В неуправляемой ситуации федеральный центр немедленно заменит действующего главу республики, на кризис-менеджера.
Дмитрий Орлов, генеральный директор «Агентства политических и экономических коммуникаций»:
- В последнее время позиции Евкурова в федеральном центре укреплялись. В результате он был переназначен на должность главы Ингушетии. Однако протесты резко поменяли ситуацию. В Москве существенно ухудшилась оценка его деятельности, что увеличило вероятность отставки. Во всяком случае в аналогичной ситуации в Кабардино-Балкарии глава республики достаточно быстро лишился должности. Но я бы не стал утверждать, что в случае с Ингушетией мы имеем полную аналогию. Очевидно, что позиции Евкурова поколеблены, очевидно, что к нему сейчас будет много претензией со стороны федерального центра, но это не значит, что его судьба уже предопределена.
Вместе с тем в Ингушетии возможен силовой вариант разрешения конфликта. Все зависит от темпов и направленности его развития. Если правоохранительные органы решат, что они исчерпали все другие возможности, они прибегнут к силе. В любом случае сейчас конфликт находится в фазе эскалации и должен быть купирован.
Чем бы ни закончилась эта история, конечное решение о судьбе Евкурова будет принимать Кремль. Политическая система России не предусматривает иной возможности.
Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации:
- Кремль никогда не отправляет глав регионов в отставку под давлением. При этом Евкурова совсем недавно переизбрали, поэтому я сомневаюсь, что его тут же могут уволить. Кроме того едва ли протестующие смогут добиться отмены соглашения о границе с Чечней. Как один из способов урегулирования возможен силовой сценарий, однако, местные власти и представители президента России решат использовать так называемую «мягкую силу». Люди должны осознать бессмысленность протеста.
В связи с этим Евкурову можно посоветовать начать диалог с людьми. Насколько мне известно, на него очень большое впечатление произвела его предыдущая попытка общения с протестующими, когда его закидали бутылками с водой. Ему нужно себя преодолеть и попробовать еще раз.
Читайте материал «Беспорядки в Ингушетии продолжились: силовики братаются с протестующими»