На референдуме 30 сентября, в воскресенье, вопрос, предложенным македонским гражданам, звучал так: «Поддерживаете ли вы членство в ЕС и НАТО наряду с Договором между Македонией и Грецией?». Договоренность с Элладой подразумевает переименование бывшей югославской республики в Республику Северная Македония. В составе Греции есть провинция под названием Македония – следовательно, Афины выступали категорически против вхождения Скопье в НАТО и ЕС под спорным наименованием.
Но на всенародном голосовании явка составила около 35 %. Тем не менее более 90 % из числа проголосовавших поддержали идею переименования страны.
Несмотря на низкий процент явки, премьер-министр Македонии Зоран Заев, который известен как ярый сторонник вступления страны в НАТО и ЕС, заявил об успехе голосования. В то же время президент страны Гёрге Иванов публично заявил о своем решении не голосовать и добавил: «Убежден, что вы, наши граждане, также примете это мудрое решение».
В соответствии с законодательством Македонии референдум может быть признан недействительным, если в нем приняли участие меньше 50% населения. Однако стоит учитывать, что проведенный в стране плебисцит имел консультативный характер.
«Основное препятствие для вступления Македонии в ЕС снято. Могут быть какие-то еще нюансы, но в целом Грецию подобное название страны так или иначе устраивает, она не может столь же активно сейчас блокировать вступление Македонии в Евросоюз, как это делалось раньше», – комментирует «МК» доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр ТЭВДОЙ-БУРМУЛИ.
Кроме того, со вступлением Македонии в НАТО значительно может усилится давление на Сербию, так как другой сосед страны, – Черногория также уже является членом альянса.
«Вступление Македонии в НАТО усугубляет изоляцию России и сужает возможность какого-то маневра Москвы на Балканах. Но это идет уже не первый год и искать какие-то пути противодействия через рост конфликтологии не особо эффективно, – продолжает эксперт. – Что касается Сербии, ей никто сейчас не предлагает вступать в НАТО. Если это и звучит, то очень слабо. Речь идет о вступлении в ЕС – и в перспективе Сербия собирается вступать в Евросоюз. Но для этого надо решить проблему с Косово. Пока территориальный вопрос не будет решен и Белград официально не признает Приштину, не будет вступления и в союз. У НАТО к Сербии претензий нет, есть желание Белграда каким-то образом интегрироваться в тот мир, который ее окружает, Россия далеко, все остальные близко. Все остальные собираются вступать в ЕС, кто-то даже уже вступил и достаточно значительная часть населения Сербии готова идти на пути европейской интеграции. Но мы просто не знаем, что там будет сейчас вокруг обострения в Косово, которое случилось в последние несколько дне. Вучич даже обратился к Путину».