МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Экс-главком ВКС подвел итоги операции в Сирии за три года

Более 98% территории страны освобождены от террористов

Ровно три года назад, 30 сентября 2015 года, началась операция российских Воздушно-космических сил в Сирии. Тогда ВКС руководил генерал армии Виктор Бондарев. Сегодня он возглавляет комитет Совета Федерации по обороне и безопасности. Экс-главком вспомнил о том, как начиналась операция и оценил ее итоги.

Фото: Минобороны.

Сенатор напомнил, что на момент начала военной операции по борьбе с международным терроризмом в Сирии более двух третьих территории этой страны находилось под контролем ИГ, «Джебхат-ан-Нусры» (запрещены в РФ) и других террористических организаций, наводивших ужас на мирных жителей, творивших чудовищные преступления. Террористическая сеть действовала не только на Ближнем Востоке.

По данным военной разведки, на стороне ИГ воевало порядка 4000 боевиков из числа российских граждан и около 5000 - из числа граждан стран СНГ. На самом деле, их было больше, поскольку не всех удалось идентифицировать. «В случае, если бы мы не боролись с международным терроризмом на дальних рубежах, это зло хлынуло бы к нам на Родину», - считает экс-главком.

- Мы совершили два важнейших поступка: освободили Сирию от террористов (более 98% площади страны очищено от них) и защитили Россию. Ведь если бы – гипотетически – мы не вмешались, сегодня Сирии как государства уже бы не существовало, - сказал Виктор Бондарев. - Разведданные наших спецслужб подтверждают, что в планах игиловцев было уничтожить Сирию, потом в Ракке создать столицу так называемого Кавказского или Исламского Халифата. Захватить Ирак, Египет. Подчинить исламские силы единому руководству. А затем массово уничтожать «неверных», к которым в их понимании относимся и мы.

Виктор Бондарев напомнил также, как принималось решение о начале операции.

- Процедурно это выглядело так: президент России внёс в Совет Федерации предложение принять постановление палаты о согласии на использование контингента Вооруженных сил РФ за рубежом – напомню, что решение данного вопроса относится к сфере компетенции Совета Федерации. Палата дала добро, и в этот же день, 30 сентября 2015 года, российские ВКС нанесли первые авиаудары по объектам ИГ. Причём наносились они с большой интенсивностью. Уже за первую неделю мы разбомбили 112 инфраструктурных объекта джихадистов, - сказал экс-главком.

Борясь с терроризмом в Сирии, военное ведомство России попутно решило и еще одну важную задачу: испытала в условиях боя множество видов оружия, военной и специальной техники, сказал экс-главком. Заодно продемонстрировали нашу военную мощь всему миру. Тем самым обезопасили страну даже от попыток возможного вторжения со стороны стран НАТО. По словам главкома, Альянс до 2015 года «не вполне понимали, какой рывок сделала наша армия и наш военпром за крайние 15 лет».

-Достижения и геостратегические дивиденды также очевидны. Мы создали две полноценные военные базы: в Хмеймиме и Тартусе. Раньше в порту Тартсу был просто пункт материально-технического обеспечения, а теперь это — полноценная база, – гарантия наших позиций в Средиземноморье, - сказал сенатор.

По его словам, у США военных баз несколько сотен, мы же в своё время вывели войска из многих стран, утратив влияние в ряде регионов мира.

Виктор Бондарев считает, что при оценке итогов операции в Сирии нельзя сбрасывать со счетов и экономический аспект.

-США, разжигая в Сирии войну, надеялись ослабить эту нефтеносную страну и полностью взять под контроль ситуацию в ней, а значит, и нефтедобычу, и нефтепереработку, и нефтепродажу, и, как следствие, нефтяные котировки. И, конечно, в случае потери Сирией суверенитета, США не преминули бы воспользоваться моментом - реализовали бы проект строительства газопровода из зависимого от них Катара в Европу, - рассуждает сенатор.- Мы бы лишились если не всего рынка сбыта газа, то, как минимум, значительного его сегмента, что нанесло бы серьёзных урон нашей экономике.

Оценивая военные итоги операции ВКС, экс-главком сказал:

-Хочу отметить высокую точность применения авиационных средств поражения. Все удары ВКС наносили и продолжают наносить точно по объектам террористов. За три года количество уничтоженных объектов террористов - склады боеприпасов, укрепрайоны, штабы - исчисляется десятками тысяч. Убитых террористов – порядка 100 тысяч, причём примерно 85 тысяч – это заслуга именно наших ВКС.

По его словам, в результате авиационных ударов была взломана оборона джихадистов, опиравшаяся на укрепленные пункты в скалах и горных посёлках, что внесло решающий вклад в продвижение правительственных войск Башара Асада по всем направлениям. Благодаря работе ВКС России, удалось остановить наступление террористов, переломить обстановку и подготовить плацдарм для наступления правительственных войск.

-За все три года работы ВКС на территории Сирии не было неточных ударов, а если учесть специфику климата, незнакомой нам территории, то такая эффективность говорит о многом. Высокая интенсивность полетов, высокая точность применения средств поражения и при этом поддержание высокого уровня исправности техники говорят об отличном состоянии российской авиационной техники и высоком уровне подготовки лётного состава, - сказал Виктор Бондарев.

Он отметил, что основные задачи в Сирии в большинстве своём выполнены. Недобитые боевики рассредоточились, рассеялись, переобулись и укрылись. Но и с ними со временем будет покончено, убежден экс-главком.

-А сегодня важнейшим позитивным моментом является именно значительная локализация террористической угрозы. «Недобитки» дезорганизованы, дезориентированы, их ресурсы истощены. И, что принципиально важно, благодаря нашему постоянному присутствию они лишились источников финансирования, сказал Виктор Бондарев.

Он также оценил российские потери в Сирии за три года.

-На данный момент потери наших Вооружённых сил в Сирии составляют 112 человек, почти половина из которых приходится на катастрофу Ан-26 и сбитый Ил-20. Из техники потеряны 8 самолётов, 7 вертолётов и, возможно, 1-2 бронетранспортера и бронеавтомобиля. Сравним с потерями в Афганистане. Специально беру сравнительно недавнее прошлое, а в исторической ретроспективе 30-40 лет – это вообще очень малый срок. За 3 первых года войны в Афганистане погибли почти 4,8 тысячи военнослужащих, потеряны не менее 60 танков, не менее 400 БТР, БМП и БРМД, 15 самолётов, 97 вертолётов, - сообщил экс-главком.

Он привел данные о потерях американской коалиции за три года войны в Ираке (2003-2006 годы). США и их союзники потеряли 2515 военнослужащих, из них США – 2309, 10-20 танков «Абрамс», несколько десятков БТР, не менее 50 БМП «Брэдли», 15 самолётов и около 80 вертолётов.

-Российская контртеррористическая операция в Сирии доказала: мы научились воевать. Ведь важнейшим критерием военного мастерства является не только сам факт победы, но и её цена, - сказал Виктор Бондарев.

Он отметил отличную подготовку лётного состава, суперсовременное оружие, высочайший уровень организации кампании.

-Львиную долю информации мы получали от нашей беспилотной авиации, от космических разведывательных аппаратов, - сказал экс-главком. - Поэтому в режиме реального времени узнавали, где игиловцы находятся, где располагаются их опорные пункты, объекты. Оператор комплекса беспилотника передавал данные лётчику, который находился в наибольшей близости к обнаруженной цели, тот подлетал, нажимал кнопку – и дальше машина всё делала сама. Максимальная автоматизация. В как таковой «контактный» бой мы не вступали, мы поражали цели с расстояния, неконтактным способом.

Комментируя меры по усилению ПВО, которые приняты после трагедии с экипажем самолета Ил-20, погибшим по вине израильских летчиков, Виктор Бондарев сказал:

-С-300, который в самое ближайшее время планируется передать в Хмеймим, позволит создать единую российско-сирийскую систему ПВО в Сирии. То есть система будет централизована, взаимосвязана и управляться одним диспетчером. Тогда ни одна третья страна не сможет спровоцировать никаких трагических ошибок со стороны сирийских военнослужащих, - сказал экс-главком.

Оценивая итоги действий ВКС в Сирии, он сказал, что «современная история не знает более динамичной, продуктивной и результативной локальной военной кампании, чем контртеррористическая операция России в Сирии».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах