Этот межкорейский саммит начался с довольно необычного заявления. Лидер Северной Кореи, представлений в СМИ в основном как диктатор, угнетатель и самодур, вдруг поразил несвойственным ему стеснением. «Господин президент (Мун Чжэ Ин, президент Южной Кореи. — «МК») побывал во многих государствах мира. Конечно, по сравнению с развитыми странами здесь несколько потертый вид», — откровенно выступил Ким. Он также извинился за вид резиденции, где предстоит остановиться Мун Чжэ Ину с супругой. «Мы ждали сегодняшнего дня и старались изо всех сил, готовя эту резиденцию и программу. Возможно, это невысокий стандарт, но мы надеемся, что вы сердечно примете его».
Судя, по составу меню для приема северокорейцы действительно старались изо всех сил, чтобы достойно встретить гостя. На торжественном ужине гостей угощали супом из акульих плавников, печеными дикими сосновыми грибами и маринованными корнями белого колокольчика.
Лидеры двух стран встречаются в Пхеньяне в рамках переговоров, которые проходят в два раунда. На повестке дня межкорейского саммита, который будет проходить в течение трех дней, прекращение ядерной программы КНДР и урегулирование конфликта между двумя странами. Кроме того, Мун Чжэ Ин намерен содействовать продолжению переговоров северокорейского руководства и Вашингтона. Во вторник лидеры КНДР и Южной Кореи помимо переговоров по судьбе полуострова посетили концерт в Пхеньянском Большом театре.
«С одной стороны, протокольный компонент довольно велик и надо понимать, что на самом деле саммит больше выгоден югу, чем северу, — комментирует «МК» ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин АСМОЛОВ. — Мун Чжэ Ину очень важно сейчас выступать в качестве единственного человека, который может привести Пхеньян и Вашингтон к диалогу, на фоне некоторого затыка в переговорах. Кроме того, учитывая непростое экономическое положение Южной Кореи, успехи на ниве межкорейского сближения помогут Мун Чжэ Ину удержать свой падающий рейтинг. Целый ряд договоренностей действительно имеет очень важное значение. Речь идет не о прожектах в категории «давайте вместе в 32-м году проведем Олимпиаду», здесь как раз хватает всякого рода проблем, потому что все варианты межкорейского экономического сотрудничества упираются в санкции, а к тому, чтобы их снять, Мун никакого отношения не имеет.
Но нельзя не отметить очень важное соглашение между военными, которое очень серьезно ослабляет военную напряженность, потому что, по сути дела, создается заново широкая демилитаризованная зона, которая снижает риск инцидентов-провокаций, плюс к этому это, по сути, система информирования о провокациях. Что, на мой взгляд, является действительно серьезным шагом навстречу друг другу.
А что касается визита северокорейского лидера в Сеул, то для этого Муну придется провести очень непростую подготовительную работу. Потому что по южнокорейскому закону Северная Корея — это не страна, а антигосударственная организация, Ким Чен Ын военный преступник, который должен быть немедленно арестован. Собственно говоря, именно из-за этого сорвался северокорейский визит в Сеул еще в 2000 году, 18 лет назад.
То есть, с одной стороны, да, протокольного много, с другой —саммит в общем демонстрирует курс на межкорейское сближение. Здесь на самом деле важна не столько скорость, сколько направленность. Потому что худой мир лучше войны».