Идлиб остается не только последним анклавом сирийской оппозиции, но и оплотом разношерстных террористических группировок. Главная из них — «Хайят Тахрир аш-Шам» (бывшая «Джебхат ан-Нусра», запрещенная в РФ террористическая организация. — «МК»), по оценкам экспертов, контролирует около 60% региона. На этой территории также присутствует Фронт национального освобождения), союз антиправительственных сил.
Мировая общественность в целом сошлась на том, что с террористами необходимо покончить, но вот насчет судьбы противников Асада у сторон возникают разногласия. Идлиб прилегает к турецкой границе, и Анкара хотела бы контролировать эту территорию, в том числе с помощью оппозиции. Кроме того, Турция опасается нового потока беженцев, которые хлынут к ней с началом наступления на провинцию. Иран и Россия, в свою очередь, считаются союзниками Дамаска, и этим странам было бы выгодно возвращение всего Идлиба под контроль Башара Асада.
Запад такую перспективу не приветствует, указывая на опасность операции для мирного населения, которое террористы могут использовать в качестве живого щита. Осторожно на эту тему высказалась канцлер Германии Ангела Меркель, для которой тема наплыва бегущих от сирийской войны стала особенно болезненной. «Нужно попытаться бороться с радикальными силами и защищать гражданское население», — подчеркнула Меркель.
«На данный момент все стороны согласны, что необходимо уничтожить террористов в Идлибе, — отметил в разговоре с «МК» заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий ЕГОРЧЕНКОВ. — Гораздо больше разногласий вызывает послевоенное устройство Сирии. Конечно, в данной провинции находится много вооруженных группировок, они съезжались туда со всей страны. Но избежать большого кровопролития и жертв среди гражданского населения можно. Возможен вариант точечного уничтожения баз боевиков с последующим вхождением войск на территорию провинции и зачисткой. В любом случае наступление будет сопровождаться российской гуманитарной помощью местному населению, что поможет минимизировать потери».
4 сентября российские ВКС уже нанесли удары по позициям бывшей «Джебхат ан-Нусры» в Идлибе. Полномасштабного наступления на последний оплот сирийской оппозиции, очевидно, не избежать. И, по-видимому, не избежать и очередного вала обвинений в адрес России и сирийского режима в том, что они устраивают гуманитарную катастрофу. Так, спецсоветник американского госдепартамента по Сирии Джим Джеффри заявил: есть «множество свидетельств» тому, что Башар Асад готовит химическую атаку на Идлиб.
«Как мы знаем, химическое оружие в Сирии было уничтожено под контролем международных организаций, — указывает Егорченков. — И нет никаких оснований для сирийского правительства использовать его на территории Идлиба. Но может быть провокация, подготовленная боевиками. Как на это среагируют американцы, пока говорить рано. Могут и раскрутить до новой санкционной волны против России, если будет политическая необходимость. Однако мне кажется, что это маловероятно. Реакция Вашингтона по идлибской проблематике пока не дает серьезных оснований для ухудшения российско-американских отношений на почве Сирии».