Что известно о Петрове и Боширове?
Британская полиция распространила и фотографии обоих подозреваемых, возраст которых оценивается примерно в 40 лет. Именно так говорится в опубликованном на сайте Скотланд-Ярда пространном заявлении помощника комиссара лондонской полиции по контртерроризму Нила Басу.
То ли он скрывает более точную информацию, то ли у него ее нет. В последнее верится с трудом. Ведь названные россияне прибыли на территорию Соединенного Королевства легально, значит, получали визу, сдавали биометрические данные и т.д. Значит, полиция пока не спешит делиться всей имеющеся на подозреваемых информацией?
Итак, по утверждениям Скотланд-Ярда, двое россиян прилетели рейсом российской компании в аэропорт Гэтвик британской столицы из Москвы 2 марта в 15 часов и уже в 18 часов остановились в гостинице City Stay на две ночи.
На следующий день, 3 марта, они с утра отправились поездом с вокзала Ватерлоо в Солсбери, где пробыли около двух часов, и вернулись в Лондон вечером того же дня («проводили разведку» - как утверждают британские силовики).
А 4 марта россияне снова с утра отправились по тому же маршруту в Солсбери, где около полудня попали на запись камер наблюдения неподалеку от дома Скрипалей. На одном из кадров, полученных с камер, видна эта пара, одетая в куртки и вязаные шапки на вокзале в Солсбери 3 марта.
На другом кадре те же люди, но одетые иначе, запечатлены на следующий день в Солсбери идущими по Фишертон-роад. В тот же день подозреваемые, которые, по версии следствия, нанесли отравляющее вещество на входную дверь дома, где жил Сергей Скрипаль, вернулись в Лондон и из аэропорта Хитроу в 22.30 вылетели в российскую столицу.
Сколько в Британии камер наблюдения?
Британские следователи изучили 11 тыс часов видеозаписей. И вот в этой связи возникает вопрос: неужели хоть для кого-то является тайной, что в современном мире, тем более, в такой стране, как Великобритания чуть ли не каждый шаг человека фиксируется камерами наблюдения?
В 2016 год, по данным Британской ассоциации индустрии безопасности (BSIA), в Соединенном Королевстве насчитывалось от 4 до 5,9 млн камер. Хочешь – не хочешь, а постоянно будешь попадать на запись.
И если вслед за британскими властями предположить, что отравление в Солсбери – дело рук спецслужб, то неужели эти самые спецслужбы были столь наивны, что не подумали о такой возможности? Или все-таки «работали» не профессионалы, а дилетанты? Или тут имела место изощренная провокация, которая предполагала изначально, что подозреваемые должны попасться на камеры, чтобы потом было кого подозревать?
Как применялся «Новичок»?
По словам Нила Басу, в гостиничном номере, где останавливались подозреваемые, обнаружены следы «Новичка». Образцы были сняты там 4 мая (т. е. через два месяца после инцидента в Солсбери) и проверены в Лаборатории научно-технических оборонных исследований на военной базе «Портон-Даун».Два мазка показали наличие слабых следов отравляющего вещества. При этом утверждается, что для здоровья постояльцев, находившихся в том же отеле, они опасности не представляли.
Нил Басу утверждает, что отравляющее вещество было привезено во флаконе для духов Nina Ricci Premier Jour и распространялось при помощи дозатора. Именно этот флакон, найденный Дон Стерджесс и Чарли Роули, стал причиной их отравления. Роули уверяет, что нашел упаковку с парфюмом в коробке для пожертвований. Он пытался соединить флакончик с дозатором и прыснул немного содержимого на себя. А его подруга набрызгала жидкости себе на запястья.
В фирме «Нина Риччи» британским следователям сообщили, что это не их флакон и дозатор, они были изготовлены кем-то другим.
Представители полиции считают, что маскировка под флакон с парфюмом – идеальное прикрытие для тайного провоза химоружия в страну.
В чем обвиняют россиян?
Королевская уголовная прокуратура (CPS) обвиняет двух этих мужчин в заговоре с целью убийства Сергея Скрипаля, в попытке убийства Сергея и Юлии Скрипалей и полицейского сержанта Ника Бейли, который почувствовал себя плохо после того, как посетил дом отравленного Скрипаля. Также против двух россиян выдвинуто обвинении во владении и использовании отравляющего вещества – в нарушение Акта о химическом оружии. Помимо этого в списке обвинений значится причинение тяжелых телесных повреждений Юлии Скрипаль и Нику Бейли. При этом обвинения в отравлении двух местных жителей (Чарли Роули и умершей позже Дон Стерджесс) пока не выдвигалось.
Директор юридической службы Королевской уголовной прокуратуры Сью Хемминг говорит: «Прокурорские работники из контртеррористического подразделения CPS изучили свидетельства и пришли к заключению, что есть существенные основания для получения достоверной возможности признания виновности, и для предъявления в общественных интересах обвинений Александру Петрову и Руслану Боширову, являющимся российскими гражданами».
Что дальше?
«Мы не будем обращаться к России за экстрадицией этих мужчин, – заявляет Сью Хемминг из Королевской уголовной прокуратуры, – Поскольку российская конституция не разрешает выдачи своих граждан. Россия дала это понять после запросов об экстрадиции в других случаях. Если бы эта позиция изменилась, запрос об экстрадиции был бы сделан».
В то же время британская сторона получила европейский ордер на арест, что означает следующее: если кто-нибудь из подозреваемых окажется на территории тех стран, где этот ордер имеет силу (то есть на территории всего Евросоюза – «МК»), они будут задержаны и экстрадированы по обвинениям, для которых не существует срока давности. Также некоторые британские СМИ сообщают о том, что выдано и «красное уведомление» Интерпола (однако на момент написания этого текста Александр Петров и Руслан Боширов на сайте этой международной организации в списке разыскиваемых на международном уровне не значились).
Но если для двух конкретных подозреваемых дело может кончиться лишь объявлением в международный розыск, то на более высоком уровне последствия могут быть более серьезными. Не будем забывать, что этой осенью, в ноябре, Соединенные Штаты могут принять очень жесткие санкции в отношении России именно по «делу Скрипаля». И обнародование имен двух россиян может послужить весомым «довеском» для «наказания» Москвы.
Не стоит забывать, что обвинения российских граждан в применении отравляющего вещества прозвучало и на фоне утверждений Запада, что поддерживаемые Россией войска Асада будто бы готовят применение химоружия против боевиков в провинции Идлиб, за что Дамаску грозят серьезными карами.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Александр КУРЕННОЙ, официальный представитель Генпрокуратуры РФ: «В рамках международно-правового сотрудничества Генеральная прокуратура дважды обращалась к британской стороне с ходатайством об оказании правовой помощи по расследуемому в России уголовному делу о покушении на убийство Юлии Скрипаль. Ни на один запрос мы так и не получили ответа. Тем не менее мы продолжаем настаивать на сотрудничестве с британскими правоохранителями по этому делу и рассчитываем все же получить материалы с доказательной базой, которой, со слов наших зарубежных коллег, они располагают. В том числе о возможной причастности к покушению на жизнь Скрипалей неких российских граждан».
Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации: «Команда Терезы Мэй вынуждена повышать градус общественной напряженности. Понятно, что скорее всего это окажется пшиком, и все обвинения в адрес России юридически будут бездоказательны. Сейчас разыгрывается очередной акт спектакля, который начался в Солсбери, продолжился в Эймсбери и теперь продолжается в ОЗХО.
Думаю, что он еще некоторое время будет длиться, пока на него покупают билеты. Действия британской прокуратуры, говорят о том, что актерский состав этого спектакля периодически расширяется. Мы в очередной раз видим, как информацией можно манипулировать, говорить о том, что черное - это белое и не нести за это никакой ответственности. Я все-таки хочу верить, что правда всплывет наружу, реальных доказательств никто не представит и это будет полная дискредитация кабинета министров Великобритании. Соответственно, британской короне будет нанесен серьезнейший репутационный ущерб».
Вопрос Игорю Никулину бывший член комиссии ООН по биологическому и химическому оружию.
- Известно, что «Новичок» относится к классу бинарного химического оружия, то есть относительно безвредные реагенты содержатся отдельно друг от друга и в боевое состояние яд приводится непосредственно перед применением. Как вы считаете, убедительны ли утверждения английских следователей о том, что этот яд находился в флаконе из под женских духов?
– В любом случае, если он и был во флаконе от духов, такая операция была выполнена не в кустарных условиях. Вещество это сверхтоксичное, и помещать в контейнер его надо уже в боевом состоянии, а не в таком, в котором оно транспортируется. Это невозможно сделать где нибудь на кухне. Это делалось в очень хорошо оборудованной лаборатории и высококвалифицированными специалистами. В Британии это могли сделать только в лаборатории Портон-Даун, которая является специализированным учреждением в данной области.
– Из России привезти его было реально?
- В боевом состоянии оно хранится недолго, так что это маловероятно. Скорее всего оно было произведено в Британии.
- Данные ОЗХО о том, что пострадавшие в Эймсбери граждане Великобритании Дон Стерджесс и Чарли Роули были отравлены тем же веществом, что и Сергей Скрипаль вместе со дочерью в Солсбери, вас не удивили?
– Думаю, что это британцы подгоняют выводы уважаемой организации под свою версию. Я могу сказать одно: если после этих отравлений ОЗХО не проверит Портон-Даун, значит никакого расследования они не проводили.
«ПРИЛЕТЕЛИ, СДЕЛАЛИ СВОЕ ЗЛОБНОЕ ДЕЛО И УЛЕТЕЛИ»
Что стоит за громкими заявлениями британских властей по «делу Солсбери»? Об этом «МК» побеседовал с генералом ФСБ в запасе Александром Михайловым.
— Насколько серьезна информация британских спецслужб?
— В Скотленд-Ярде сейчас работают потомки Яна Флеминга, большие фантазеры. По сути, они расписались в неспособности решить большую проблему с отравлением российского гражданина, я имею в виду дочь Скрипаля. Сегодня их фантазии достигли апогея. Они настолько пытались доказать российский след, что ткнули в первых попавшихся, кто у них оказался на видеофиксации. Я удивляюсь непрофессионализму сотрудников, которые на протяжении нескольких месяцев не могли определиться с самой ситуацией. Которая уже в первые дни была абсолютно ясна. Тем более что второе отравление четко указывает на происхождение самого отравляющего вещества — британское. Но, поскольку выполнялся политический заказ, ничего не оставалось другого, как обвинить российских граждан в совершении этого преступления.
— Но ведь в отеле, где останавливались эти двое российских граждан, якобы найдены следы отравляющего вещества. И тогда картинка складывается.
— Мы имеем дело со сплошным враньем, которое пытаются сегодня прикрыть этими картинками. И самое нелепое — когда они утверждают, что обнаружили следы вещества в номере, где были российские граждане. Это значит, что могло быть отравлено большое число людей по пути следования этих граждан. Если кто-то привез отравляющее вещество, то привез его в абсолютно герметичном сосуде. Который по определению следов оставить не может. А если речь идет о следах, то возникает вопрос о безопасности сотрудников отеля, самих «террористов».
— Премьер Великобритании Тереза Мэй заявила, что объявленные в розыск Петров и Бошаров — сотрудники ГРУ.
— Каким надо обладать изощренным умом, чтобы предположить, что британские спецслужбы могут сравнить данных конкретных людей с картотекой в кадрах Главного разведуправления? Они что, имеют доступ к кадровым ресурсам ГРУ, чтобы утверждать, что эти люди там служат? Они с тем же успехом могли бы сказать, что это разведка покемонов, которые прилетели, сделали свое злобное дело и улетели.
Читайте материал в продолжение темы: "СМИ нашли предполагаемых подозреваемых в отравлении Скрипалей"