«Скорее всего, бомба в люстру была заложена не сейчас, а много раньше. И просто ждала своего часа. Так было, например, когда взорвали машину с помощником Пушилина, та была напичкана взрывчаткой черт знает когда. Распорядок дня Захарченко был вполне предсказуем. Безрассудством с его стороны было каждую пятницу встречаться со своим замом в настолько публичном месте, как ресторан «Сепар», ведь все об этом знали», — посетовали «МК» доверенные источники в Донецке.
По их мнению, причина ликвидации лидера независимой республики заключалась в том, что по крайней мере с начала лета за его спиной шли переговоры о создании на Донбассе некой новой общественной силы, которая еще до конца 2018 года могла бы перерасти в политическую структуру, представляющую интересы... украинского Донбасса. При этом данная структура одновременно должна была учитывать интересы народа ДНР и выглядеть легитимной в глазах мировой общественности. А такое стало бы возможно только в том случае, если бы эта партия официально зарегистрировалась в Минюсте Украины. На подобный шаг Захарченко никогда бы не согласился. Да никто бы ему этого и не дал.
«Пушилин, Кофман, Трапезников, Пургин, Тимофеев — вот реальные личности, которые могли бы взять власть в ДНР после ухода Захарченко. Беда в том, что, хотя некоторые и не участвовали из них напрямую в войне с оружием в руках, их фамилии слишком одиозны, чтобы им это позволили на Западе», — считают эксперты. Представлять интересы украинского Донбасса должны быть совершенно новые люди, готовые к компромиссу.
Только не нужно говорить о предательстве идей «русской весны». Дело в том, что подобная идея могла быть реально осуществлена еще в 2015 году одним из наиболее почитаемых командиров ополченцев ЛНР Алексеем Мозговым.
Накануне своей гибели Мозговой создавал движение, которое назвал «Возрождение Донбасса». С ним он планировал идти на выборы. И его бы обязательно поддержали, так как среди гражданского населения Мозговой пользовался огромным авторитетом. Помимо самого комбрига в этой организации было еще два соучредителя — пресс-секретарь комбрига Анна Семелюк и россиянин Андрей Козлов, юрист, до этого участвовавший в разработке ряда законопроектов для Госдумы РФ, вероятно, он и подготовил комплект документов для регистрации движения Мозгового и придумал схему, как сделать его легитимным в глазах Запада.
В России подобную организацию никто бы не зарегистрировал. Это противоречило бы Минским соглашениям и было бы откровенным вызовом. В Луганске тоже — но по другой причине, так как движение планировало сразу стать в жесткую конфронтацию к руководству непризнанной республики.
Поэтому оформили «Возрождение Донбасса» на... Украине при содействии ОБСЕ. Да, это не описка — согласно украинскому законодательству подобное вполне возможно, так как ЛНР, по мнению Киева, остается частью Украины, а его граждане — гражданами Украины же, поэтому они имеют полное право создавать и регистрировать любые общественные движения без права ведения финансовой деятельности, просто послав по почте комплект регистрационных документов в Киев. Скорее всего, эту идею и выдвинул юрист Андрей Козлов.
Вот что пишет в своем расследовании причин убийства Мозгового журналист Роман Скоморохов: «В указанный день Анна Семелюк отправила в Киев пакет. 5 мая пакет был получен в Минюсте. 8 мая украинский Минюст удовлетворил просьбу граждан Мозгового, Козлова и Семелюк в регистрации. То есть на тот момент это общественное движение стало единственной организацией, признанной Украиной на территории непризнанной республики с момента ее фактического отделения».
Нет сомнений в том, что «Возрождение» получило бы безусловную поддержку народа на выборах, а Мозговой и его замы, зарегистрированные в качестве депутатов и имеющие связи с ОБСЕ, могли бы начать мирные переговоры с Киевом.
Или даже сам Киев предложил бы им это. Алексей Мозговой объявил, что с 25 мая 2015 года полностью складывает с себя полномочия комбрига. При этом он становился рукопожатным в глазах украинской власти.
И только гибель командира «Призрака» ровно через две недели вместе со своим пресс-секретарем и второй учредительницей, Анной Семелюк, а также арест Козлова, который до сих пор сидит в луганской тюрьме, сделала невозможным этот компромиссный вариант.
Не случись этого, возможно, мирные переговоры бы начались бы тремя годами раньше.
«Захарченко на это точно бы не пошел. Во-первых, он все-таки являлся патриотом независимого Донбасса. Да с ним никто бы и не стал иметь дело. Потому что в глазах Украины он террорист, а для Запада — сепаратист. Во-вторых, он давно вычистил в республике все политическое поле. Здесь нет никаких оппозиционных партий. А несколько якобы действующих общественных организаций являются лишь номинальными», — рассказали «МК» источники в Донецке.
Проукраинская партия может быть создана на основе общественного движения, которое по примеру «Возрождения Донбасса» также зарегистрируют в Киеве. Это будет структура, основными предвыборными тезисами которой станет построение социального общества, улучшение жизни народа, но... в составе Украины.
«Да, это будет более или менее пророссийский Донбасс, но в составе Украины».
Деньги на это найдутся. Так как создание подобного движения, что вполне логично, на руку прежде всего украинским олигархам, рассчитывающим на коне вернуться в восставший регион, им и было выгодно устранить Захарченко как можно скорее.
То есть в ближайшее время может быть реализован именно тот вариант, на котором настаивает Путин, всегда публично называвший Донбасс украинской территорией, с чем согласится Запад, потому что подобный план изложен в так называемой «программе Штайнмайера», германского президента, предложившего ввести закон об особом статусе этих территории в составе Украины, которая, в свою очередь, превращается в федеративное государство.
Возразить на это некому. Больше сильных лидеров в ДНР не осталось. А народ вряд ли кто станет спрашивать, хотят ли они вернуться в Украину.
Да, Захарченко сделал свой выбор. Он мог уехать. Уже три месяца, как все вокруг только говорили и писали, что его вскоре уберут, ему была сделана «черная метка» Как в свое время она была сделана многим полевым командирам и политикам ДНР. Часть выбрала жизнь и покинула край, часть предпочла умереть и остаться в памяти народа патриотами и героями.