Поводом к новым ограничениям стал морской конфликт между Россией и Украиной. После того как Киев начал захватывать российские суда, фактически занимаясь пиратством, Москва стала с пристрастием досматривать все украинские корабли в Азовском море, которое считает внутренними водами обоих государств. Омелян считает, что законные действия российских пограничников нанесли серьезный ущерб украинской морской торговле. В частности, в первом полугодии 2018 года грузооборот Мариупольского порта сократился на 10%, а Бердянского — на 16%. В том числе уменьшились поставки чугуна и зерна. В качестве ответной меры министр решил... запретить украинцам ездить в Россию.
Каким образом ситуацию сможет исправить лишение украинцев прямого сообщения с Россией, министр не пояснил. Зато он уверен, что железнодорожные компании и автомобильные перевозчики только выиграют от новых санкций. В качестве примера Омелян привел авиацию. По его словам, как только Киев перекрыл авиасообщение с Россией, количество летающих в «цивилизованные страны» выросло в два раза. Вместе с тем министр подчеркнул, что санкции не будут распространяться на грузоперевозки, так как в этом случае Украина нарушит правила ВТО.
Украинцы восприняли заявление чиновника с энтузиазмом. Уже через несколько часов после оглашения указа в Интернете стала распространяться информация о том, что жена Омеляна продает в России платья, которые стоят около 16 тысяч рублей. И почему-то запрет на «общение с агрессором» на семейный бизнес не распространяется... А вот остальным украинцам теперь придется поломать голову, каким образом попасть на заработки в Россию. Ведь на данный момент в РФ трудится до 3 млн граждан этой страны, которым периодически нужно возвращаться на родину...
По данным «Украинских железных дорог», сейчас между Украиной и Россией курсируют 13 пар поездов. Из них только 1 принадлежит РЖД, и тот заезжает на Украину лишь по пути из Москвы в Кишинев. При этом один только поезд Киев–Москва в 2017 году принес «Украинским железным дорогам» почти 6 миллионов долларов. А что говорить об автобусном сообщении... Только из Харькова в Белгород автобусы уходят с интервалом в 10–30 минут. Из Киева в Москву ходит 15 автобусов в день, из Днепра — 9, а из Одессы — 4. При этом пассажиропоток из Украины в Россию растет. Например, в первом полугодии 2017 года к нам приехали 2,67 млн украинцев, что на 56% больше, чем за тот же период в 2016 году. Ожидалось, что в 2018 году в Россию в общей сложности приедут около 6 млн жителей Украины. Теперь благодаря Омеляну эти люди будут вынуждены искать обходные пути, автобусные компании разорятся. Зато наверняка выиграют маршруточники и таксисты. В связи с чем украинская общественность уже предложила проверить министра транспорта: нет ли у него доли в какой-либо частной компании-перевозчике?
Однако не следует думать, что сообщение между Россией и Украиной вот-вот полностью прекратится. Во-первых, роль буферной зоны по-прежнему выполняет Белоруссия, через которую можно летать в Киев на самолете. Во-вторых, для реализации задуманного Омеляну нужно не только подписать собственный документ, но и добиться согласия остальных членов правительства.
Украинский политолог Алексей ЯКУБИН рассказал «МК», что стоит за предложением министра и согласятся ли с ним президент и правительство:
— Тучи над Омеляном сгущаются. Не секрет, что, когда его только сделали министром, многими он воспринимался как потенциальная замена премьер-министру Владимиру Гройсману. В том числе об этом заявляли в окружении президента Петра Порошенко. Однако очень быстро Омелян продемонстрировал свою неспособность управлять ведомством и погряз в скандалах, связанных с российским бизнесом жены и детьми, которые родились в США. Кроме того, каждый раз, как на Украине происходит какое-нибудь страшное ДТП, на министра обрушивается критика за ужасное состояние дорог. Омелян делает на этом фоне странные заявления о развитии в стране гиперлупов, что еще больше раздражает людей.
Видимо, Омелян понимает, что скоро отправится в отставку, поэтому решил разыграть антироссийскую карту, чтобы в будущем ему было чем оттенить свои провалы и попытаться продолжить политическую карьеру. Но такая стратегия могла бы сработать в 2015 году, а не в наши дни. Сегодня все слои общества, в том числе радикальные националисты, крайне разочарованы действующей властью. Громкие заявления больше не производят на них должного эффекта.
Читайте материал: "Украинский министр нашел плюсы в отмене сообщения с Россией"