В сирийском конфликте Идлиб — место особое. Именно сюда из Алеппо, провинции Даръа и Восточной Гуты стекались так называемые зеленые автобусы, набитые сдавшимися террористами. После того как город Алеппо отвоевали у террористов войска Асада в декабре 2016 года, провинция Идлиб вошла в так называемую зону деэскалации вместе с северным Хомсом, Восточной Гутой и южными сирийскими землями.
Пикантность ситуации в том, что провинция Идлиб якобы находится под контролем турецких войск. Якобы потому, что за несколько лет гражданской войны в Сирии там скопилась огромная группировка террористов — предположительно до 80 тысяч человек.
— Идлиб — это провинция, которая фактически контролируется радикальными исламистами, — заявляет «МК» замдиректора Института стран СНГ Владимир Евсеев. — Да, там есть небольшое сирийское военное присутствие, но его явно не хватает. Именно для укрепления проправительственных сил, на мой взгляд, и направили отряды российских ССО.
Впрочем, это еще не говорит о том, что объединенная группировка сирийского и российского спецназа непременно ринется громить игиловцев.
Владимир Евсеев уверен: бойцы Сил специальных операций России будут заняты блокированием террористов, чтобы они не могли больше совершать провокационные демарши в сторону Алеппо и Хмеймима.
— Уверен: никто крупных операций там пока проводить не будет. Однако это не мешает вокруг Идлибской зоны деэскалации создать особые районы безопасности, чем, по-видимому, и будет там заниматься ССО, — говорит Евсеев.
При этом мини-контрнаступления сводных отрядов спецназа из России и Сирии на границе провинции Идлиб даже в такой охранной миссии, о какой говорит Владимир Викторович, никто исключить не может.
При этом все та же ливанская газета AMN в возможном наступлении на Идлиб роль россиян видит в другом: вместо прямых боестолкновений они выступят в качестве наблюдателей и консультантов.
С этим категорически не согласен эксперт, пожелавший остаться неизвестным. Он рассказал «МК», что одна из целей возможной боевой операции русского спецназа — внезапным ударом прекратить постоянные провокации на северо-востоке Латакии, особенно назойливые и малоэффективные атаки дронов-беспилотников на российскую базу в Хмеймиме. Потому не исключено, что российским бойцам вместе с сирийскими коллегами придется иметь дело с головорезами из запрещенной в России «Джебхат ан-Нусры».
— С южносирийской Даръа перебрасывают самые боевые российские части. Еще вчера они громили прижатых к иорданской границе игиловцев, а сегодня новая задача — активными боевыми действиями «задушить» все провокации в сторону России, — поясняет эксперт.
По его мнению, если террористические нападки и дальше не удастся сдержать, то тогда Иран, Россия и Турция будут вынуждены решиться на совместный ввод войск в провинцию Идлиб.
Другой вопрос, по мнению Владимира Евсеева, что просто так «раскатать» террористов в Идлибе, как это удалось, например, на юге Сирии в Даръа, практически невозможно. Иначе боевики под давлением сразу трех армий незамедлительно окажутся в Турции. Что потом с ними делать?
— Этого не нужно никому: ни России, ни Турции, ни Ирану, ни даже самой Сирии. Потому сейчас активно создается некая зона безопасности вокруг зоны деэскалации Идлиб, не больше, — заключает Евсеев.
Другие эксперты уверены, что возможное наступление спецназа Асада и российских Сил специальных операций все-таки случится. Естественно, террористам в Идлибе предложат сдаться. Однако куда на этот раз могут отправить сложивших оружие боевиков, пока неизвестно.