Пресс-конференция — вещь, конечно, коварная. Могут задать неудобные вопросы, а воспитанный и интеллигентный человек, даже, возможно, сам и не желающий поднимать какую-то тему, вынужден все равно отвечать. «Для меня этот вопрос (про Крым) был неожиданностью, — призналась Лайма в интервью «МК», — я-то рассказывала про фестиваль, про концерты, и тут на тебе…»
В Одессе Лайму спросили про Крым и ее отношение к СССР. Было бы странно, если бы в Одессе Лайму про это не спросили. Лайма ответила. С моей точки зрения — очень корректно, дипломатично, уважительно ко всем вовлеченным в ситуацию сторонам, так, как Лайма всегда умеет это безупречно делать.
Про Крым спросили, поедет ли она туда с гастролями. То, что с 2014 года Лайма ни разу не была в Крыму с концертами, новость не очень большая. И прежде по этому поводу никто сильно не возбуждался. Было все и так понятно — по умолчанию, так сказать. Но теперь Лайма ответила: «Нет. Нам запрещено. Нам, европейцам (Лайма — гражданка Латвии, страны Евросоюза. — Прим. авт.). Я туда не поеду, какой бы гонорар мне ни предлагали».
Про СССР, из которого все мы (ну или уже почти все) родом, она сказала, что «не питает ностальгии и теплых чувств и рада, что все это разрушилось». Рассказала историю про то, с каким трудом, преодолевая запреты, ее в те времена отправляли на международный конкурс, что действительно было сродни полету в космос. Это, кстати, помнят или должны помнить, если память не отшибло, все, кто из СССР…
И началось. «Недопустимо рассматривать крымскую ситуацию сквозь открытый и закрытый кошелек», — возмущенно заявил глава общественной палаты Крыма Григорий Иоффе. Лайма и не рассматривала, как мне показалось. Впрочем, это, видимо, вопрос личной трактовки слов латвийской примадонны, о чем, кстати, заявил и менеджмент артистки, назвав эти переживания «сильно раздутыми». Я тоже так считаю.
Но идем дальше. Некто Гаспарян, но, к счастью, не я, а Армен — есть такой журналист из стана «ультрапатриотов», имя которого почему-то в новостях обычно опускают и получается просто Гаспарян, после чего мне звонят со всего мира, — язвительно упрекает Лайму за «советские гонорары». В этом же ключе комментирует и уже упомянутый Клинцевич: «Лайма Вайкуле ступила на стезю Вахтанга Кикабидзе… Слово не воробей. Интересно, сколько теперь составит ее гонорар, если она вдруг вздумает отправиться на гастроли в Россию». Господа! Что значит «вздумает»? Получается все-таки, что именно через кошелек вы рассматриваете абсолютно любую ситуацию, упрекая в этом других?..
Мне даже стало немного не по себе. Не из-за Лаймы. Я гражданин РФ, и у меня, как у многих моих соотечественников, тоже вроде не наблюдается симптомов ностальгии по СССР. И что? Будете учить меня жизни и «правильному» мировосприятию согласно вашим, сугубо частным, представлениям о прекрасном? Сказал бы, но воздержусь из приличия…
В сладостном запале очередной вакханалии «мочилова» вновь выявленного врага даже не заметили слов Лаймы на одесской пресс-конференции о так называемых «черных списках» в Украине: «Нельзя трогать детей и артистов». Специально не заметили? Не укладывается в концепцию очередного «разоблачения»?
— Я, конечно, немного обескуражена такой реакцией, — сказала в интервью «МК» Лайма Вайкуле, которая уже вернулась в Юрмалу. — Они вместо того, чтобы говорить, что я молодец, поддерживаю русскоговорящих здесь, в Латвии, русскую культуру, стараюсь, несмотря на все сложности, сохранить связи между старыми друзьями, артистами наших стран, призываю всех дружить, любить друг друга, вместо этого они видят совсем другое. Какие-то странные! Я вне политики, не хочу, чтобы политика меня касалась, как и всех артистов. Когда артистов в это впутывают, это нехорошо. Теперь вот на тебе — и я оказалась чуть ли не врагом!..
— Просто крымский вопрос и отношение к СССР для многих здесь как красная тряпка…
— Я могу тысячу раз приехать в Крым и загорать там. Но вопрос касался работы. Я не могу работать в Крыму. У нас (в Латвии) есть закон, он такой. Что я могу поделать? Не знаю, достучусь ли такими словами, но я не могу нарушать закон своей страны. Как еще это объяснить?! Я не могу быть врушкой. Мой директор Андрей уже сказал об этом: у нас в Латвии принято так: если красный свет, мы стоим… Но все это не имеет никакого отношения к людям, в том числе и к людям, которые живут в Крыму. Я их люблю, я вообще люблю людей, я всем и всегда рада, и мне всегда кажется, что все хорошие и все готовы дружить. Оказывается, иногда это ошибочное мнение. Я не политик, я никогда не была в политике, я против нее. Я за любовь и дружеские отношения между всеми...
Реакция крымских властей: В Крыму посоветовали Вайкуле не смотреть на полуостров через кошелек