Вот самая свежая гроздь лукашенковского гнева. «У нас сейчас тяжелый период — россияне ведут себя варварски по отношению к нам, публично об этом говорю, — заявил глава республики, посещая на днях ОАО «Гомсельмаш». — Они от нас требуют чего-то, как будто мы вассалы у них, а в рамках ЕАЭС, куда они нас пригласили, они выполнять свои обязательства не хотят». Непосредственным поводом негодования президента стала помощь, которую российские власти оказывают конкурентам — российским производителям сельскохозяйственной техники: «Они «Ростсельмаш» свой всячески поддерживают, субсидируют, нарушая наши договоренности в Евразийском экономическом союзе».
А не далее как в июне президент Белоруссии предупредил сограждан об угрозе утраты страной независимости: «Мы на фронте. Не выдержим эти годы, провалимся — значит, или надо будет в состав какого-то государства входить, или о нас будут просто вытирать ноги. А не дай бог, еще развяжут войну, как на Украине». О том, откуда исходит угроза миру и незалежнасци, Александр Григорьевич не уточнил, но, как говорится, умному достаточно. А разбирающемуся в нюансах российско-белорусских отношений тем более.
По оценке Международного валютного фонда, лишь за период с 2005 по 2015 год общий объем экономической поддержки Белоруссии со стороны России в прямой и скрытой форме составил 106 миллиардов долларов. В среднем порядка 10 миллиардов ежегодно. Главная составляющая братской помощи — беспошлинные поставки энергоносителей. Поставляемая в Белоруссию российская нефть перерабатывается на местных НПЗ и продается в нешуточных объемах за границу. А взимаемые с этих гешефтов подати пополняют белорусский бюджет. Кроме того, Москва регулярно предоставляет, по сути, безвозвратные кредиты: долги «погашаются» за счет все новых и новых заимствований. Так, например, в прошлом году Россия предоставила белорусской стороне государственный финансовый кредит в сумме 700 млн долларов
Жить бы, в общем, Батьке да радоваться. Но костлявая рука кризиса дотянулась и до российско-белорусской экономической дружбы. Начиная с 2014 года объем братской помощи начал стремительно падать. Согласно расчетам специалистов Российской академии народного хозяйства и государственной службы, в минувшем году размеры нефтегазового трансферта России партнерам по Евразийскому экономическому союзу составили «всего» 3,8 миллиарда долларов (главный получатель, естественно, Белоруссия). Для сравнения: в 2011 году размер этого подарка достигал почти 12 миллиардов. Причинами снижения в РАНХиГС называют падение мировых цен на нефть и осуществляющийся с 1 января 2015 года налоговый маневр в российском нефтегазовом секторе.
А скоро, по слухам, Минску придется совсем туго. По информации агентства Reuters, начиная с четвертого квартала этого года Россия намерена прекратить беспошлинные поставки сжиженного газа и нефтепродуктов в Белоруссию, мотивируя это потерями российского бюджета в условиях увеличивающегося объема их вывоза. Кроме того, одновременно Москва якобы заблокировала предоставление Минску новых траншей контролируемого ею Евразийского фонда стабилизации и развития, а также очередного государственного кредита в размере 1 миллиарда долларов.
Правда, российский Минфин немедленно опроверг информацию о прекращении кредитования Белоруссии: все, мол, идет по плану. Однако крайне дурные для Минска вести с нефтегазового, выражаясь языком Лукашенко, фронта никто и не думает дезавуировать. Между тем, если они окажутся правдой, белорусский бюджет рискует недосчитаться значительной доли своей доходной части. По некоторым оценкам, до одной пятой.
Впрочем, как сообщают некоторые информированные источники, Москва готова смягчить свое сердце. Но не совсем безвозмездно — в обмен на более тесную интеграцию в рамках Союзного государства. Что в числе прочего предполагает признание присоединения Крыма, а также независимости Абхазии и Южной Осетии. Эти сведения, понятно, не имеют официального подтверждения, но они многое объясняют в поведении Лукашенко. В том числе его слова об угрозе национальной независимости. Судя по тону, взятому главой республики, выдвинутые Москвой условия дальнейшей экономической поддержки ему категорически не нравятся. И немудрено: они лишают Лукашенко свободы маневра — известных преимуществ ласкового теленка, пользующегося всеми возможными источниками питания.
Пока что он использует старый проверенный способ: становится максимально неласковым по отношению к Москве. Ругается, топает ногами и всячески дает понять, а что касается экономических связей, так и прямо заявляет, что на России свет клином не сошелся. До сих пор этот номер безукоризненно срабатывал. Посмотрим, пройдет ли он на этот раз. Впрочем, даже если Лукашенко паче чаяния удастся наконец-то уломать, праздновать победу будет явно преждевременно. Ибо, как показывает опыт, как Батьку ни «корми» и ни стреноживай, отвратить его от высматривания более перспективных «лесов», от поисков лучшей геополитической доли ну совершенно невозможно.
Правда, есть мнение, что деньги в нашей дружбе с Минском не главное. Главное — общность, так сказать, исторических судеб. Эту замечательную теорию легко проверить опытным путем: прекратить искусственное кормление союзника за счет российского бюджета и посмотреть, с кем он будет дружить. Есть, конечно, определенный риск, но что, в сущности, мы теряем, если друг окажется вдруг не тем, за кого себя выдавал? Потенциального перебежчика, только и всего. Зато какая экономия для бюджета!