Сказать точно, почему Лукашенко отменил запланированный визит и действительно ли белорусский лидер без нездоров, - нельзя. Единственное, что можно сказать точно, - президент Белоруссии не вечен. И хотя в следующем году он отметит 25-летие своего руководства страной, когда-нибудь необходимость в смене власти все-таки возникнет.
Есть в Белоруссии «план Б» на этот счет? Просчитаны ли в братской республике все ходы, на случай «дня Ч», как это сделали в Великобритании для действующей королевы Елизаветы II? Какова вероятность, что власть перейдет по наследству, и следующим руководить страной станет третий сын Александра Григорьевича Коля (которому, между прочим, через месяц исполнится 14 лет) рассказал замдекана факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Андрей Суздальцев.
- В Белоруссии установлен типичный тоталитарный режим, и легитимность может поддерживаться только постоянным появлением президента на людях, демонстрацией здоровья, активности. И вот эти четыре с лишним дня вызвали шок, тем более, что Александр Лукашенко не явился на заранее подготовленное мероприятие. Мы не будем говорить о версиях для чего это было сделано. Есть версия, что он пытается уклониться от встрече с Путиным на этой неделе... Но вот он появился. Вопрос передачи власти в Белоруссии — это вопрос кризиса. Лукашенко у власти пятый срок, готовится к шестому. Сейчас готовится возможный механизм передачи по наследству, но время поджимает, как видите. Реальная ситуация смены власти будет иметь тяжелые последствия. Я один раз такое видел в Белоруссии, в конце марта 2006 года после достаточно тяжелой предвыборной компании Лукашенко очень нервничал и тяжело приболел. На три дня Минск буквально замер.
На сегодняшний день если бы с президентом случился реальный инсульт, то сыграли бы три фактора. Первый — это война группировок. Раньше говорили, что есть две борющиеся за власть группировки, которые следят друг за другом. Сейчас их уже три. Схватка между ними реальна. Второй вариант развития событий — мятеж. В стране есть сильная группировка силовиков. А третий вариант — если бы население почувствовало, что положение тяжелое и президент уходит, то мы могли бы ожидать выступлений населения в формате радости. Такие вещи страшнее, чем революция.
В Конституции прописано, что второе лицо государства — премьер-министр. Если уходит Лукашенко, то власть сразу переходит в руки премьер-министра. Но премьер-министр в Белоруссии выполняет роль стрелочника, виноватого в всем. И это борьбу за власть только стимулировало. Четверть века на месте премьеров были разные люди, но чаще всего подбирались такие, которые в случае чего не держались бы за власть. Ситуация сложная, плавного перехода власти не будет — без схватки не обойтись. Согласно планируемому конституционному референдуму, про который сейчас замолчали (дело в том, что такое референдум не может пройти без поддержки России), есть несколько вариантов, в том числе появление поста вице-президента, который и будет в случае чего управлять государством. Не исключалось, что на это место планировалось назначить старшего сына Лукашенко Виктора. С другой стороны, учитывая, что Лукашенко хорошо знает своего окружение, если бы такой пост появился, он мог бы им торговать. То есть использовать его как вариант балансирования между различными группировками.