Напомним, тогда в ходе уличных столкновений были убиты 10 человек, но Кочарян своей цели достиг. Хачатуров отказался признавать свою вину. Вместе с тем известно, что 1 марта 2008 года он командовал ереванским гарнизоном.
Как бы там ни было, в Армении далеко не все уверены в его непричастности к коррумпированному прошлому страны. В частности, генерала Хачатурова обвиняют в том, что еще в годы Карабахской войны он воровал деньги, которые выделялись на закупку артиллерийских снарядов. Несмотря на это, в 2000 году его сделали замминистра обороны Армении, а 15 апреля 2008 — начальником Генштаба страны. В том числе этот человек отвечал за техническое обеспечение армии. Когда же в ходе «апрельской войны» в 2016 году выяснилось, что вооруженные силы Армении, том числе бронетанковые части, находятся в крайне плачевном состоянии, его не уволили с позором, а сделали секретарем Совбеза республики.
Параллельно с Хачатуровым армянская Фемида рассматривала дело Роберта Кочаряна — одного из главных архитекторов политической системы Армении до «бархатной революции». Второй президент страны уже заявил, что считает возбужденное против него уголовное дело политически мотивированной местью, однако, готов отправиться за решетку, где продолжит борьбу за торжество справедливости. До этого обвиняемым по «Делу 1 марта» выступил министр обороны Армении с 2007 по 2008 годы Микаел Арутюнян, он объявлен в розыск.
Источник «МК» сообщает, что бывший президент Армении Серж Саргсян годами пытался оттеснить Кочаряна от управления страной, но из-за Гагика Царукяна, у которого была крупнейшая оппозиционная партия в парламенте «Процветающая Армения», сделать это никак не удавалось. Формально богатейший человек Армении Царукян всегда был марионеткой второго президента республики и повсеместно защищал его интересы. В свою очередь Саргсян, который пришел к власти исключительно благодаря помощи Кочаряна, не мог назвать вещи своими именами.
Теперь страной руководит Никол Пашинян, который пришел к власти хотя и в союзе с Царукяном, но готов освободиться от него после проведения досрочных парламентских выборов. Как только в Национальном собрании сторонников нового курса страны станет больше, чем старых олигархов, «бархатные революционеры» смогут вздохнуть свободно. Однако для этого нужно парализовать «Процветающую Армению», у которой неплохие данные для успешного прохождения досрочных парламентских выборов. Первый удар решили нанести по ее «серому кардиналу», считает источник «МК».
Примечательно, что против судебного преследования Кочаряна в Армении уже выступила правящая при Саргсяне «Республиканская партия» и ее союзник того периода «Дашнакцутюн». Обе политические силы очевидно не заинтересованы в безоговорочной победе Пашиняна на досрочных выборах. Тем более, что после Кочаряна на скамье подсудимых может оказаться его преемник Саргсян.
Глава Минюста Армении Артак Зейналян, комментируя «Дело 1 марта», заявил что у каждого человека в стране должно быть право на справедливый суд. Однако судьи в республике заняли свои должности до «бархатной революции», поэтому совсем не факт, что судьба подозреваемых в насильственном захвате власти предрешена в духе революционной логики.
Будет ли обезглавлена ОДКБ и чем закончится процесс века в Армении, «МК» рассказал Александр Искандарян, глава Института Кавказа:
- Суд над Хачатуровым носит исключительно внутриполитический характер. Процесс не имеет никакого отношения к ОДКБ и роли Армении в этой организации. «Дело 1 марта» очень существенно для всего общественно-политического дискурса в армянском обществе.
- Как считаете, завершение этого судебного процесса может изменить политическую систему в Армении?
- В Армении идет транзит власти, но он еще не завершен. Исполнительная власть уже в руках новой политической элиты, во главе которой стоит премьер-министр Никол Пашинян. Законодательная власть пока им не подконтрольна, но с высокой долей вероятности станет таковой после парламентских выборов, которые состоятся до мая 2019 года. Затем наступит черед судебной ветви власти. Пока в судах заседают все те же люди, что и при президенте Серже Саргсяне. Но речь идет именно о транзите власти, а не о смене политической системы. Сменятся поколения, а схемы останутся прежними.
- Пока складывается впечатление, что люди, которые еще год назад являлись политическими тяжеловесами, сегодня безропотно оставляют свои позиции. Даже Кочарян заявил, что готов отправиться в тюрьму...
- Во-первых, Кочарян не занимал политических постов в Армении после того, как перестал быть президентом. Кроме того он не был актуальным политическим деятелем. Тем не менее, смена элит в Армении идет полным ходом, она затронула Кочаряна. Стоит отметить, что второй президент Армении приехал на суд из-за границы, хотя прекрасно понимает, что дело может дойти до ареста. Это в его характере — он всегда отличался решительностью.
Как бы там ни было, ни он, ни другие представители политической элиты Армении сегодня не будут держаться за власть, потому что поддержка Пашиняна в обществе неимоверная. Открыто выступать против него все равно что подписывать себе приговор.
- Вы сказали, что Кочарян ушел из политики, но есть мнение, что Гагик Царукян является его марионеткой. Говорят так же, что атака на Кочаряна, в первую очередь, связана с предстоящими досрочными выборами, так как надо парализовать «Процветающую Армению».
- Подобные слухи основаны на том, что партия Царукяна создавалась при серьезном участии Кочаряна, который тогда был президентом Армении. Предполагалось использовать «Процветающую Армению» в политике после того, как Кочарян сложит с себя полномочия главы государства. Однако со временем Царукян приобрел собственный политический вес и теперь является союзником Пашиняна в парламенте.