Нововведение будет распространяться на государственных и муниципальных служащих, работников госкорпораций и государственных внебюджетных фондов, а также организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, говорится в пояснительной записке к принятому Думой законопроекту.
- Принятие этого проекта — еще одно доказательство того, как быстро у нас развивается антикоррупционное законодательство, - комментирует для «МК» эту новеллу глава Национального антикоррупционного комитета, член Совета по правам человека при президенте РФ Кирилл Кабанов. - Развивается оно с учетом практики правоприменения.
Например, в 2017 году были приняты поправки, расширяющие понимание термина «конфликт интересов» - потому что стало понятно, что действующие правила не охватывают всех потенциальных участников таких конфликтов. А сейчас стало понятно, что механизмов уголовной и административной ответственности недостаточно — поэтому прописаны новые правила, появился еще один рычаг привлечения к ответственности.
По словам Кабанова, вероятной причиной законодательной новеллы послужили судебная практика, при которой чиновники, уличенные в коррупции после увольнения подают иски и даже выигрывают их. Есть значительных размеров «серая зона», в которой коррупционерам удавалось таким образом избежать ответственности даже в виде увольнения. Теперь ее постарались закрыть.
- Над совершенствованием антикоррупционного законодательства работают сразу несколько ведомств, - рассказывает эксперт. - Это правительство, Генпрокуратура и соответствующее управление администрации президента. Самые удачные предложения проходят дальнейшую проработку и выдаются в качестве законопроекта.
Новые правила не только ужесточают ответственность коррупционеров, но и дают ведомствам некоторую свободу маневра для спасения «чести мундира», полагают некоторые юристы. И наказать нарушителя, и не «выносить сор из избы» полноценным уголовным делом — чем не мечта руководителя?
- Дисциплинарная ответственность регулируется Трудовым кодексом РФ (статья 192), - рассказала «МК» Валентина Митрофанова, основатель Института профессионального кадровика. - Это не административная и не уголовная ответственность, поэтому это право закреплено за работодателем. В этом и главный смысл новеллы: привлекать ли «паршивую овцу» к ответственности — решает работодатель, без привлечения государственных органов.
Сейчас статья 193 ТК РФ разрешает работодателю наложить взыскание на работника в течение одного месяца после обнаружения проступка. И максимум 6 месяцев со дня его совершения
Есть исключение: для тех нарушений, которые были выявлены по результатам проведения аудиторской проверки, срок составляет два года. Теперь к этим срокам давности добавляется — третий, самый большой, в три года, для проступков коррупционного характера, отмечает юрист.
- Если сейчас у нас есть уголовная и административная ответственность за коррупционные нарушения, - поясняет Валентина Митрофанова, - То теперь за эти же действия вводится еще и дисциплинарная ответственность. Ее могут применять сами работодатели во внесудебном порядке. Допустим, сам работодатель внутренними расследованиями узнал о том, что имели место быть коррупционные действия. Теперь он сможет, не обращаясь в госорганы, наказать нарушителя. Это иногда полезно - например, если масштаб нарушения незначительный, какая-нибудь мелкая взятка.
Палитра дисциплинарных взысканий, напомним, состоит всего из трех позиций: замечание, выговор и увольнение. При этом увольнение за первичное нарушение не предусмотрено (и в проект поправок такая новелла не внесена), но при повторном проступке у работодателя появляется право уволить такого работника.