В заседании комитета принимали участие представители Совета Федерации, Счетной и Общественной палат, Совета по правам человека при президенте, ключевых профсоюзных организаций страны (ФНПР, Соцпрофа и Конфедерации труда), РСПП.
Министр труда в пользу повышения пенсионного возраста привел те же аргументы, которые неоднократно за последние недели приводили представители правительства: все делается ради обеспечения роста пенсий неработающих пенсионеров на уровень в два раза выше инфляции ежегодно, россияне стали дольше жить и потому могут дольше работать, дольше тянуть нельзя, потому что иначе невозможно обеспечить стабильность пенсионной системы…
Глава комитета Ярослав Нилов (ЛДПР) озвучил основные выводы заключения, которое предлагало законопроект поддержать — с учетом доработки ко второму чтению (большинство в комитете у единороссов, и другого ожидать было нельзя). На 11 страницах документа говорилось о серьезных правовых и социально-политических рисках.
Во-первых, возникает вопрос относительно объективности предложенных границ пенсионного возраста — комитет считает необходимым провести дополнительные исследования и представить научное обоснование реального возраста утраты трудоспособности большинством работников.
Нилов напомнил: в большинстве стран повышение пенсионного возраста проходило намного более плавно, по 2–6 месяцев в год. К тому же гражданам там давалось право на более ранний выход на пенсию с одновременным понижением ее размера, но у нас ничего подобного не предлагается…
Прогнозов влияния изменений на состояние рынка труда нет, не приложено к законопроекту и конкретных мер, направленных на адаптацию рынка труда к пожилым работникам, отмечают в комитете.
При этом даже сейчас из тех, кому назначается впервые страховая пенсия на общих основаниях, только каждый второй является работающим!
Депутаты опасаются возможного снижения уровня жизни работников предпенсионного возраста: более поздний выход на пенсию означает и более поздний доступ ко льготам по оплате налога на недвижимость и услуг ЖКХ, по бесплатному пользованию транспортом и др.
Никаких гарантий дополнительной индексации пенсий неработающим пенсионерам не прописано. Нынешний порядок индексации (1 февраля на уровень инфляции прошлого года, и 1 апреля — в связи с ростом доходов Пенсионного фонда) не меняется, отмечается в заключении.
В Комитете по труду и социальной политике обратили внимание и на некоторые противоречия предложенной схемы.
Например, чтобы воспользоваться предложенной утешительной льготой в виде права выйти на пенсию на два года раньше при наличии страхового стажа не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, надо начать работать в 15 лет и не иметь на протяжении трудовой биографии периодов военной службы по призыву, ухода за ребенком, безработицы, а также ни одного дня нетрудоспособности вследствие заболевания, что делает льготу нереальной.
Кроме того, для некоторых категорий граждан, имеющих право на досрочный выход на пенсию, пенсионный возраст увеличивается: это лица, проработавшие не менее 15 лет на Крайнем Севере или не менее 20 лет на приравненных к нему территориях, а также выработавшие определенный стаж медицинские, педагогические и творческие работники. Воспользоваться досрочной пенсией они в итоге смогут на 5–8 лет позже.
А для граждан, выработавших стаж на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, получателей военных пенсий и пенсий по линии иных силовых ведомств институт досрочных пенсий сохраняется в прежнем виде. К тому же вносимые изменения приведут к возникновению правовой неопределенности в определении круга лиц, которые имеют право на государственную пенсию по случаю потери кормильца: если у родителей сын погиб во время службы по призыву, право на такую пенсию они получат на 5–8 лет позже, чем родители, чей погибший сын был кадровым офицером…
Счетная палата, доложил аудитор Владимир Катренко, «концептуально» за повышение пенсионного возраста. Но и в СП отмечают, что приложенные к законопроекту материалы не содержат расчетов о связи между повышением пенсионного возраста и созданием условий для ежегодного повышения пенсий, прогнозов численности пенсионеров на переходный период и механизма увеличения пенсий выше уровня инфляции.
ФНПР и Конфедерация труда предложили искать деньги на обеспечение стабильности пенсионной системы в «серой зоне» российской экономики, в реформировании института досрочных пенсий и отмене льгот по уплате страховых взносов для разных категорий работодателей. А РСПП поддержала законопроект с условиями: работодатели хотели бы сначала оценить бюджетные расходы на минимизацию рисков.
Елена Тополева-Солдунова сообщила, что Общественный совет Минтруда незначительным большинством голосов поддержал повышение пенсионного возраста, при этом все участники обсуждения говорили о необходимости представить актуальные расчеты и статистические данные, а также «дорожную карту» защиты от возможных негативных последствий.
Но никаких расчетов и никакой «дорожной карты» правительство до сих пор так и представило. Госдума 19 июля будет принимать в первом чтении «кота в мешке».
Читайте материал «Россиянам решили вернуть накопительную часть пенсии»