На заседании кабмина глава Минэкономразвития Максим Орешкин напомнил, что Владимир Путин рассчитывает на рост экономики темпами выше среднемировых, это значит более 3% в год. С учетом демографических ограничений единственный способ выполнить эту задачу — перейти к модели роста, основанной на инвестиционной активности.
«Расчеты показывают, что устойчивому и длительному темпу роста экономики на уровне 3–3,5% соответствует доля инвестиций 25–27% ВВП. При этом инвестиции должны быть эффективными, а простая накрутка валового объёма даст только негативный эффект», - заявил Орешкин.
Задача, в принципе, не нова: в предыдущем «майском указе» президента уровень инвестиций к ВВП планировалось довести до 25% уже к 2015 году, а до 27% - к 2018-ому. Однако ничего из намеченного выполнить не удалось, хотя планы, конечно же, существовали и, прямо скажем, мало чем отличались от того, что предлагается правительством на этот раз.
Доля инвестиций в РФ сейчас составляет 21% ВВП, а их основными драйверами являются государственные проекты, поэтому основные вложения тоже государственные.
Что касается частного бизнеса, то он охотнее инвестирует в другие страны, нежели в отечественную экономику. По данным ЦБ, в 2017 году инвестиции из РФ за границу выросли на 73% - до $38,6 млрд. Причем лидирует крошечный Кипр: в экономику этого островного государства россияне в прошлом году вложили рекордные $20 млрд.
В правительстве, по всей видимости, понимают, что исходные позиции не слишком хороши. «Ситуацию в инвестиционной сфере нужно улучшить кардинально», - подчеркнул Дмитрий Медведев.
Для этого Минэкономразвития разработало план, состоящий из четырех блоков: улучшение делового климата, развитие инфраструктуры, создание здоровой конкурентной среды и финансовое обеспечение инвестиций.
«Инвестиционный климат должен быть удобным, простым, предсказуемым и обеспечивать минимальные издержки для бизнеса», - привычно вещал с трибуны Максим Орешкин. В который раз чиновники пообещали бизнесу стабильную фискальную политику и предсказуемые взаимоотношения с правоохранительной системой.
К 1 октября Минэк готовится представить законопроект, предусматривающий переквалификацию ряда экономических преступлений из уголовных в административные, а также кратное увеличение размера ущерба, из-за которого предпринимателям может грозить тюремное заключение. Впрочем, надо понимать, что все новации еще предстоит согласовать с силовиками, а это уже выходит за пределы полномочий правительства.
Есть сомнения в возможностях кабмина реализовать и другой пункт плана — о создании здоровой конкурентной среды. Эта тема неразрывно связана с сокращением госсектора, который за последние годы разросся до устрашающих масштабов.
По оценкам ФАС, государство контролирует 70% экономики по сравнению с 35% в 2005-м году. «Предусмотрены меры по постепенному сокращению доли государства на конкурентных рынках, в том числе через законодательно закреплённое ограничение на создание государственных структур», - заявил на заседании Дмитрий Медведев.
Государственные структуры в экономике - это КГУ, доля которых в ВВП, по расчетам Центра стратегических разработок (ЦСР), составляет более 25%, СГУ — почти 20% и ГУПы — 1,5%.
По словам Орешкина, снижения доли государства планируется также достичь за счет выхода Банка России из капитала санируемых банков и продажи госпакетов акций крупных предприятий. Однако никаких конкретных сроков министр не назвал. А по прошлому опыту известно: если уж государство куда-то вошло, то фиг его заставишь выйти. Орешкин также обмолвился о необходимости продолжить работу с госкомпаниями. Для них предлагается установить новые показатели эффективности и единые принципы дивидендной политики. В общем, опять-таки ничего нового: споры о справедливых дивидендах ведутся уже много лет и, как правило, заканчиваются отнюдь не в Белом доме.
Главную ставку в правительстве делают на государственные и частные вложения в инфраструктуру (порты, железные дороги, аэропорты и тд): уже принято решение о создании за счет заимствований Фонда развития объемом 3,5 трлн руб. Проблема здесь в том, что государственные инвестиции приходят в экономику очень медленно и, как правило, не в тех объемах, которые были утверждены. Ну а для частных компаний инфраструктурные инвестиции слишком рискованны, особенно в условиях санкционного режима и сохраняющейся геополитической напряженности.
В общем, никаких гарантий, что инвестиции вырастут и подтолкнут экономику, правительственный план Владимиру Путину пока не дает.