Для справки: большой «евротур» Дональда Трампа стартует в середине начинающейся недели. Первым делом американский президент примет участие в саммите НАТО, который пройдет в Брюсселе 11-12 июля. Российско-американская встреча на высшем уровне состоится 16 июля в Хельсинки. «Президент Трамп приземлится в Европе на фоне опасений, что он «взорвет» ключевой саммит, посвященный европейской безопасности, а затем предложит уступки главному противнику НАТО, президенту России Владимиру Путину, - тревожится газета The Washington Post. - Союзники и некоторые ближайшие помощники Трампа обеспокоены тем, что он может уступить по таким вопросам, как аннексия Крыма и продолжающаяся дестабилизация Украины». Нужно быть готовым к любым сюрпризам, вторит немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung: «Больше нет ничего невозможного. Это показала встреча Трампа с северокорейским диктатором в Сингапуре, на которой он назвал совместные американо-южнокорейские военные учения «провокацией» и распорядился их остановить». А координатора правительства Германии по трансатлантическому сотрудничеству Петера Бейера, по его словам, бросает в холодный пот одна мысль о том, что «Трамп встречается с Путиным, не согласовав ничего с партнерами по НАТО».
- Валерий Дмитриевич, каковы ваши ожидания от саммита? Союзники США паникуют не напрасно?
- Опасения со стороны Запада и надежды со стороны ряда российских масс-медиа представляются мне совершенно неоправданными, безосновательными. Мы можем ожидать каких угодно заявлений до проведения встречи и сколь угодно громких заявлений на итоговой пресс-конференции. Но это не значит, что во время самой встрече произойдет что-то совершенно судьбоносное. Насколько я знаю, никто не рассчитывает на такой результат - ни в Москве, ни в Вашингтоне. Очевидно, что не будет ни признания присоединения Крыма, ни отмены санкций. По той простой причине, что это не в воле президента Соединенных Штатов. Максимум, на что мы можем надеяться, - то, что не будет новых санкций. Но Трамп и этого обещания нам не даст. Потому что ему нужен какой-то рычаг давления на Россию, а угроза санкций - это очень хороший рычаг.
Не будет сделано никаких уступок - ни одной, ни другой стороной - и в том, что касается Украины. Россия не изменит своего отношения к проблеме Донбасса, а Соединенные Штаты не откажутся от требования выполнения Минских соглашений. Мне кажется, что самый подходящий аналог для понимания того, что может произойти, - встреча Трампа и Ким Чем Ына. Вы же помните, сколько пены было взбито! «Судьбоносная встреча, прорыв»! На самом же деле после этого мало что изменилось.
Что может реально дать эта встреча? Ну, во-первых, она уже сама по себе позитив. Говорить лучше, чем дуться друг на друга. Российско-американские отношения находятся сейчас в таком состоянии, что если ничего не делать, пустить все на самотек, они будут неизбежно ухудшаться. Встреча может хотя бы воспрепятствовать ухудшению. Второе: и Трамп, и Путин, конечно, используют эту встречу в пропагандистских и пиаровских целях. Но для того, чтобы этот пиар оказался успешным, надо заявить, что достигнуто некое соглашение.
- О чем оно может быть?
- Это может быть некая договоренность, касающаяся Сирии. Очень похоже на то, что американцы сбавляют там обороты. И снимают свое безоговорочное требование ухода Асада. Ну, хотят русские его поддерживать - пусть поддерживают, пусть остаются. В конце концов это истощает русские же ресурсы. Там есть Саудовская Аравия, Турция, Иран, которые будут ограничивать российские амбиции. Такое соглашение было бы выгодно и нам, и Трампу. Нам ведь надо зафиксировать свою победу в Сирии, а после этих договоренностей появился бы повод сказать: «Смотрите: американцы признали, что мы взяли верх».
- А что будет в активе у Трампа?
- А Трамп заявит, что вновь проявил себя миротворцем - остановил войну в Сирии. И пусть теперь Евросоюз вместе с Россией занимаются гуманитарными аспектами сирийской проблемы. Замечательно. Огромным плюсом было бы также, если бы президенты дали отмашку на начало переговоров по адаптации к новым условиям Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности. И на переговоры по стратегическим вооружениям. Это на самом деле важнее любых договоренностей по Донбассу и по Сирии, потому что от этого зависит судьба российской экономики: нам не выдержать новой гонки вооружений. Президенты не могут решить эти проблемы, но могут дать добро на переговоры. Кроме того, мы можем рассчитывать на восстановление нормальной работа дипломатических представительств. Проблемы здесь известны: из-за резкого сокращения числа сотрудников визовых центров получить визу стало практически невозможно. Наше общество оценило бы это, ощутило как шаг к разрядке.
- Ну а по итогам переговоров каждая сторона объявит от своей большой дипломатической победе.
- Конечно. Наша публика будет абсолютно уверена, что мы добились всего, чего хотели, что вот-вот нам свалятся в руки и снятие санкций, и признание Крыма. Но помните старую советскую шутку? «Если бы у Наполеона были такие газеты, как у советской власти, никто бы не узнал о его поражении под Ватерлоо...» Конечно, Трампа будут обвинять в том, что он отступил от консолидированной западной позиции. В Европе сегодня действительно этого очень боятся. Но страхи эти ну очень преувеличены. На мой взгляд, Трамп просто хочет попугать своих союзников: если, мол, не пойдете мне навстречу, я буду дружить с Путиным. Он умело блефует как азартный карточный игрок. Ну ведь и фамилия у него соответствующая: Trump, козырь.