МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Обыкновенный КАЦизм

Сергей Митрохин: «Кац внес серьезный вклад в то, что «Яблоко» не смогло выдвинуть кандидата в мэры Москвы»

Партия «Яблоко» не примет участия в выборах главы исполнительной власти Москвы, которые состоятся 9 сентября. Это не является принципиальным решением партийного руководства. Неучастие в выборах мэра вызвано тем, что Сергей Митрохин, долгие годы руководивший московским отделением партии, а ныне отстраненный от должности, стал эпицентром и жертвой внутрипартийного скандала, благодаря чему не прошел необходимую для выдвижения процедуру, которую можно условно сравнить с «муниципальным фильтром» в партийных масштабах.

В своих злоключениях Митрохин обвиняет молодого оппозиционного политика Максима Каца и «сросшийся» с ним партийный аппарат.

Фото: Наталья Мущинкина

«Кац внес серьезный вклад в то, что «Яблоко» не смогло выдвинуть кандидата в мэры Москвы, - говорит Митрохин. – Но он, конечно, не единственный «вкладчик», одному Кацу выполнить такую задачу было бы не под силу. Его поддержало наше федеральное руководство, бюро».

Такая позиция бюро, по мнению Митрохина, была вызвана тем, что федеральные органы партии не устраивала позиция политика. В чем эта позиция заключается? «Я последовательно выступаю против бюрократизации партии, против того, чтобы центральные органы вопреки уставу диктовали свою волю регионам, против превращения партии в такую же административно-командную структуру, как сегодняшняя Российская Федерация, где слово «федерация» - не более чем название», - утверждает Сергей Митрохин.

«С самого начала мои оппоненты поставили цель не допустить моего выдвижения в мэры Москвы. С этой целью было сделано две вещи: вначале были объявлены праймериз, а потом, буквально за неделю до дня их проведения в апреле, в партию приняли порядка 200 сторонников Максима Каца, которых для краткости я называю «кацистами». Я пытался возражать, говорил: вы принимаете в партию людей, уже давно заявивших о враждебных намерениях по отношению к московскому отделению и ко мне лично, вы это прекрасно знаете и при этом допускаете к участию в праймериз тех, кто гарантированно будет голосовать против меня. Слушать меня никто не стал, их приняли в партию, из чего я сделал вывод: ставится задача провалить меня на этих праймериз».

Митрохин понимал, что в первом туре его ждет победа, а во втором - проигрыш. «Было понятно, что в первом туре «протестная массовка» сторонников Максима Каца «распылится» на других кандидатов, и это обеспечит мой выигрыш. А во втором туре все они будут голосовать против меня - не важно, кто еще пройдет во второй тур и станет моим конкурентом. Так и случилось».

Волею политической судьбы победителем второго тура «яблочных» праймериз стал глава муниципального округа Тверской Яков Якубович. Митрохин отдает Якубовичу должное: тот быстро осознал, что стал «пешкой в игре Каца». А осознав, «снялся», причем сделал это в пользу Сергея Митрохина.

«По всем законам логики и здравого смысла, если победитель во втором туре снимает свою кандидатуру в пользу победителя первого тура, то побеждает тот, кто во втором туре занял второе место, то есть я, - объясняет Митрохин. - Но наши «федералы», видя такой расклад, сказали: забудьте про эти праймериз. Они поддержали человека, занявшего четвертое место на праймериз и даже не попавшего во второй тур. Таким человеком стала глава Гагаринского района столицы Елена Русакова. В отличие от Якубовича, она согласилась быть пешкой в чужой игре, согласилась на то, чтобы ее кандидатура в единственном числе была предложена конференции для голосования».

Митрохин отмечает, что, по наблюдениям его соратников, Русакова давно сотрудничает с Кацем, она информировала его о том, что происходило на заседаниях.

«Обратите внимание: вначале меня пытались «задвинуть» с помощью механизма праймериз – не получилось. После того, как праймериз состоялись, меня удалили с арены теперь уже с помощью отказа от результатов праймериз. Следующий этап: меня отказались выдвинуть вопреки воле московского отделения, которое меня поддержало, причем дважды. На конференции нашего отделения я первый раз победил Русакову со счетом 30:22, второй раз с результатом 31:16. Но это тоже не принесло результатов», - так описывает Митрохин этапы большого пути, на финише которого уже маячило неучастие «Яблока» в столичных выборах.

По словам бывшего депутата Государственной Думы, на всех этапах этого пути его гонитель Кац оставался активным участником интриги. Он стал «серым кардиналом» определенной части федерального бюро партии, периодически выходил из тени и декларировал свои цели. Например, во время первого тура голосования Кац открыто заявил (есть даже скриншот, утверждает Митрохин), что главная цель – не выдвинуть Митрохина в кандидаты.

Политик не строит иллюзий: интрига против него будет продолжаться. «Меня уже не допустили к выборам, отстранили от руководства московского «Яблока», на роль лидера которого давно претендует Максим Кац (два года назад он написал мне письмо о том, что хочет занять мое место). Кац считает неправильным то, что я слишком жестко критикую власть, что занимаюсь организацией митингов, пикетов, уличных акций, работой с гражданами. С его точки зрения, нужно писать аналитические доклады, переводить учебники с иностранных языков…»

Сергей Митрохин с грустью отмечает, что в последнее время партийный аппарат значительно усилил свое влияние на «Яблоко», это происходит в ущерб внутрипартийной демократии и самостоятельности региональных организаций. «Аппарат все больше соответствует тому стереотипу, который описал политолог Роберт Михельс в книге «Железный закон олигархии» еще в начале ХХ века. Этот политолог утверждал, что любая партия со временем превращается в олигархическую структуру, если не выстроены механизмы противодействия процессу такого превращения».

Митрохин полон решимости продолжать борьбу с дурными тенденциями в партии, с безраздельным диктатом партийного аппарата, пытающегося добиться сверхцентрализации и безусловного подчинения по принципу «я начальник, ты дурак».

Максим Кац, напротив того, нашел с аппаратом общий язык, используя такие неоригинальные инструменты, как лесть, утверждает политик.

«Кац втерся в доверие к нашему федеральному руководству, преследуя главные цели – сместить меня, разрушить московское отделение и навязать свою идеологию. Ему не нравится наша критика политики 1990-х годов, в частности, того, как проводилась приватизация, он исповедует социальный дарвинизм, считает, что нуждающиеся люди должны сами о себе заботиться, а не ждать помощи от государства, считает, что в каждом дворе должна быть платная парковка, а это уже полный абсурд и нарушение прав собственности жильцов... Я бы назвал идеологию этого молодого человека «урбанистический авторитаризм». Он - недоучка, нахватавший обрывков знаний из каких-то западных учебников», - так Митрохин характеризует карьерную тактику и взгляды на жизнь виновника своих политических неурядиц.

Бывший руководитель московского отделения «Яблока» подчеркивает, что «урбанистический авторитаризм» Каца не имеет ничего общего с настоящим урбанизмом, который описывал известный ученый Вячеслав Глазычев. «Взгляды Каца эклектичны, он не учитывает традиции России, Москвы, потребности жителей столицы. При этом Кац стремится к тому, чтобы его взгляды стали идеологией «Яблока», он желает сделать пластическую операцию нашего политического лица, и, к сожалению, ему в этом помогает наш исполком бюро», - сетует Митрохин.

Такая пластическая операция для «Яблока» может обернуться летальным исходом, предупреждает Митрохин. «Это будет уже не «Яблоко, а второе издание Союза правых сил или что-то наподобие. Даже если такая партия сохранит название, она лишится нашей социально-либеральной идеологии, которую, кстати, разрабатывал я», - добавляет политик.

Однако такого развития событий Сергей Митрохин не допустит.

«Я не собираюсь отдавать свою партию союзу Каца и аппаратчиков, - говорит он. - Я буду и дальше защищать права москвичей, продвигать свою программу «Сбережение Москвы», причем продвигать не только на словах, но и на деле. Я эту партию создавал, я хочу, чтобы она сохранила свои базовые принципы, органичную идеологию. Очень рассчитываю на поддержку Григория Явлинского. Я надеюсь сделать для москвичей еще больше добрых дел, чем до сих пор, тем самым создавая «задел» для успешного выступления на следующих выборах мэра. При этом если я увижу, что в Москве есть кандидат, готовый реализовать мою программу, я его поддержу. Однако, если такого кандидата не окажется, то обязательно буду баллотироваться на следующих выборах мэра Москвы».

Сергей Митрохин подчеркивает, что до недавнего времени московская организация «Яблока» была самой эффективной в партии. Теперь, благодаря «кацистам», в ней создан искусственный раскол, и эта рана будет заживать долго. При этом политик убежден, что в результате интриги меньше всего пострадала его личная репутация. В ходе конфликта в его поддержку были собраны тысячи подписей москвичей, резко возросла поддержка среди граждан.

Зато тяжело пострадало «Яблоко». «В первую очередь дискредитированы федеральные руководители партии, не позволившие мне баллотироваться в мэры, несмотря на очевидную поддержку как московского отделения партии, так и москвичей, собравших подписи в мою защиту. Мои оппоненты своими руками нанесли себе непоправимый ущерб», - заключает Сергей Митрохин.

Что можно добавить к его словам? Корреспондент «МК» шапочно знаком и общается в социальной сети Facebook с руководителем пресс-службы партии «Яблоко» Игорем Яковлевым. Я периодически просматриваю его посты, относящиеся к перипетиям партийной жизни, и комментарии к ним. В подавляющем большинстве случаев посты Игоря комментируют отнюдь не противники, а искренние союзники «Яблока». Вот один из комментариев по поводу интриги вокруг Митрохина: «Прекращайте устраивать распри! Посмотрите, куда летит страна, и с какой скоростью. Объединяйтесь со всеми, кому еще дорога Россия и не безразлична ее судьба, и побеждайте!»

Боюсь, комментатор услышан не был.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах