Началось с того, что один из адвокатов, обычно представляющих Навального в суде, Оксана Михайлова, заболела и не смогла явиться в суд. На электронную почту ведомства она отправила ходатайство, чтобы отложить дело. Вероятно, суд должны были бы снова перенести, но у его работников был совсем иной взгляд на то, как провести ближайшие несколько часов.
Приставы приказали открыть запертый снаружи на ключ зал заседаний - к недоумению Навального и окружающих оказалось, что внутри сидит какая-то женщина.
«Вы что, здесь живете?» - поинтересовался опешивший оппозиционер.
Как выяснилось, женщина, которую зачем-то заперли в судебном помещении, государственный защитник, которого назначил Навальному суд. Почему она оказалась в таком странном положении, как будто судья опасалась, что она убежит? На этот вопрос так никто и не ответил.
На этом странности не закончились. Раз суд заранее выделил адвоката, еще и позаботился о том, чтобы та оказалась на месте к началу заседания, то ходатайство о переносе заседания от Михайловой представители власти видели. Но признавать наличие этого ходатайства по началу они категорически отказывались.
Потом со скрипом оно все же было рассмотрено и «полученные в нем сведения» отправились проверять на два часа. В итоге судья Светлана Туманова отказала в отводе адвоката по назначению и переносе заседания. Аргументы сводились к тому, что раз Михайлова на амбулаторном лечении, а не в больнице, то и до суда уж могла бы как-нибудь дойти. «МК» не удалось связаться с Михайловой и выяснить, чем именно она болеет.
В итоге на сторону Навального встал даже прокурор - по мнению обвинителя, заседание нужно было отложить, но Туманова осталась непреклонной.
Навальный заявил, что отказывается от государственного защитника, а на предложение защищать себя самому ответил, что недостаточно хорошо знает уголовно-процессуальный кодекс. То, что произошло дальше, лаконично описал в своем твиттере сам Навальный:
«Вау, такого я еще не видел. Требую от назначенного судом адвоката покинуть зал, она сама поддерживает и хочет покинуть зал». Оппозиционер сообщил, что судья отказала адвокату и обязала ее представлять интересы Навального.
По крайней мере после препирательства судьи и несчастного адвоката становится понятней, почему женщину с утра пораньше заперли в зале заседаний.
В итоге процесс продолжился. Симоновский суд рассмотрел ходатайство ФСИН о продлении Навальному испытательного срока, а заодно просьбу ведомства обязать его являться к ним не дважды, а четыре раза в месяц. Напомним, оппозиционер отбывает условное наказание по делу «Кировлеса». Он и предприниматель Петр Офицеров в 2017 году были повторно признаны виновными в хищениях и осуждены на пять лет условно. Обоим установили испытательный срок в полтора года.
По словам адвоката Дмитрия Аграновского, продление испытательного срока чревато тем, что при двух административных правонарушениях условный срок можно заменить на реальный. Впрочем, тут нельзя не отметить, что Навального эта участь до сих пор упорно обходила стороной. Сколько бы «административок» он ни совершал, условное наказание в реальное не переходит.
Для объяснения этого выдвигается две версии: сторонники Навального и он сам утверждают, что власть боится сажать его в тюрьму, опасаясь массовых протестов и новых санкций запада, а часть критиков оппозиционера считает, что власти Навальный на свободе выгоден, поскольку он оттягивает на себя протестующих, а реальной угрозы не несет.
Что касается больничного Михайловой и назначения госзащитника, Аграновский отмечает, что тут действуют другие правила.
«По уголовно-процессуальному кодексу в течение пяти суток можно ждать адвоката, можно и отменить. Но, если адвокат отсутствует дольше, то предоставляют другого», - утверждает он.
Адвокат Навального отсутствовала лишь на одном заседании. Но судья решила не только отказать в ходатайстве об отводе, но и продлить испытательный срок.
Последней пикантной деталью стало то, что еще до выхода судьи из совещательной комнаты на информационном табло Симоновского суда появилась информация о том, что решение не в пользу Навального принято.