В финале праймериз битва разразилась между «свежими» яблочниками в лице главы Тверского муниципального образования Якова Якубовича и «видавшими виды» партийцами, которых представлял действующий глава московского реготделения Сергей Митрохин.
С минимальным перевесом место кандидата в мэры выиграл Якубович, но, как выяснилось, победа в праймериз никак не поменяла политический оппозиционный ландшафт — на выборы мэра все равно пойдет Митрохин.
Праймериз партии «Яблоко» добавили еще одну монету в копилку мертворожденных информповодов последних дней — вроде как событие произошло, но потом все перевернулось с ног на голову, и оно оказалось пшиком.
«О, только я порадовалась, что случилось что-то неожиданное. А это была очередная «смерть Бабченко», — заявила политолог Екатерина Шульман в ответ на новость о победе и последующем самоотводе Якубовича.
Конечно, отменившаяся кончина журналиста Аркадия Бабченко, прогремевшая на весь мир, — новость гораздо более грандиозная, чем интриги на «яблочных» праймериз, но все же появление нового политического лица могло стать ярким событием на демократическом фланге, а участие в выборах мэра могло принести Якубовичу широкую известность, но этого не случилось.
«Я понимаю, что муниципальный фильтр — это та развилка, которая не позволит мне достичь желаемого результата. Между тем я уверен, что у Сергея Сергеевича (Митрохина) это получится», — сообщил Якубович, когда огласили результаты выборов.
Насколько причина, по которой Якубович решил сойти с дистанции, убедительная — вопрос спорный. Сам он в разговоре с «МК» отметил, что взвешивал решение до последнего момента и проводил «консультации с соратниками», обдумывая, как лучше поступить. И решение было принято им в последний момент.
По его словам, он пытался понять, сможет ли пройти муниципальный фильтр и набрать недостающие 55 голосов неяблочников. В итоге пришел к выводу, что это невозможно и многие депутаты из числа оппозиционных активистов — не членов «Яблока» поддержат Митрохина, а не его.
С одной стороны, Якубович прав, у Митрохина, без сомнения, большая узнаваемость. С другой — выдвижение Якубовича поддержал Максим Кац, а он вместе с бывшим соратником Дмитрием Гудковым привел к победе на сентябрьских выборах большую часть оппозиционных муниципалов и среди них не только яблочники.
Именно с протекцией Каца связана победа Якубовича на праймериз. На последнем московском съезде партии выяснилось, что столичное «Яблоко» за последние годы серьезно обновило свой состав, и сейчас в реготделении более половины новых лиц. Все они не участвовали в избрании Митрохина в качестве главы отделения, а пришли после, и поэтому жаждут новых выборов. На их чувствах и играет Максим Кац, а молодое поколение яблочников, которое Сергей Митрохин именует «кацистами», поддерживает своего неофициального лидера.
Якубович — один из представителей «новичков», хотя, как и многие, в партию он официально еще не принят. Его политическая карьера началась недавно. С 2007 по 2017 годы Якубович работал по специальности, занимаясь аудитом в аппаратах управления и дочерних обществах предприятий электроэнергетики и связи. При этом он был не чужд и общественной работы, а в 2017 стал активно заниматься темой реновации, после чего получил известность среди московских активистов.
Теперь Кац высказывает публичное недовольство Якубовичем и даже говорит, что отказаться от мэрской гонки его якобы могли принудить власти, надавив угрозами. Но насколько искренне его возмущение, сказать сложно. По словам источников в окружении Каца, он мог спланировать всю эту историю. Дело в том, что мэрские выборы для «Яблока» заведомо провальны. А вот кресло председателя московского регионального отделения — место заманчивое. Митрохин же сам заявил, что покинет его после участия в гонке за пост столичного градоначальника. А за счет дискредитации Якубовича, из-за которой Кац теперь публично сокрушается, его личные позиции в «Яблоке» только возрастают.
Если это так, то Кац разыграл довольно сложную партию. Но с другой стороны, лично я не верю, что первый чемпион России по покеру, основавший одну из самых успешных в мире бэкинговых компаний, стал скучным партийным функционером и не реализует навыки покериста в политической игре. Только теперь не в покер, а в «яблоки».