В московском отделении партии «Яблока» давно кипят нешуточные страсти, которые выплеснулись за края городской истории в масштаб федеральной. Новые члены столичной ячейки партии (а их оказалось не меньше половины) были недовольны тем, что пост председателя занимает Сергей Митрохин, с которым у многих из них отношения не сложились, и главное, не сложились они у негласного предводителя «новых» московских «яблочников» Максима Каца. Ситуация и без того напряженная обострялась близостью мэрских выборов. Но в итоге накал страстей спал благодаря грамотным действиям федерального руководства и стечению обстоятельств. Во-первых, с волевой подачи Григория Явлинского перевыборы главы реготделения отложили, во-вторых, Митрохин пообещал на эту должность больше не претендовать, а в-третьих, интерес к мэрским выборам поугас у Максима Каца, поэтому и пропал кураж активно бороться с Митрохиным.
Теперь Кац скорее ворчит в адрес неугодного кандидата, но активные боевые действия он явно свернул. Связано это с тем, что от «Яблока», а также от самого Каца отвернулся его бывший соратник по муниципальной кампании Дмитрий Гудков. Причем сделал он это в разгар президентских выборов, на которых обещал поддержать «яблочного» кандидата Явлинского, но внезапно объединился с Ксенией Собчак и даже пообещал вместе с ней возглавить партию «Гражданская инициатива», до этого принадлежавшую Андрею Нечаеву.
У бывшего депутата Госдумы, впрочем, был шанс одуматься, поскольку «Яблоко» все же рассматривало вариант его участия во внутрипартийных праймериз, но он им не воспользовался, а напротив, еще и раскритиковал систему, которой решили воспользоваться в партии для отбора кандидатов, отметив, что в ней безальтернативно победит Митрохин. В итоге проект «Гудкова в мэры» стал для Каца неосуществим, и теперь складывается впечатление, что он выступает против Митрохина скорее по привычке.
Критикуя систему праймериз, Гудков был не прав, безальтернативности в «Яблоке» нет и в помине, об этом говорит хотя бы то, что по итогам онлайн-голосования Митрохин оказался в аутсайдерах. В списке кандидатов в кандидаты 21 человек, среди которых 11 членов партии и 10 беспартийных. В финал дебатов вышли глава Тверского района Москвы Яков Якубович, глава Гагаринского района Елена Русакова, 29-летний архитектор Дарья Беседина.
В итоге победил на дебатах Якубович, при том что председатель партии Эмилия Слабунова поддержала Русакову, а Явлинский — Митрохина, несмотря на его не самое удачное выступление на дебатах. Зато митрохинская программа лидирует, судя по голосованию в Интернете (помимо выбора кандидатов в «Яблоке» устроили конкурс на лучшую программу).
После окончания дебатов за дело берутся выборщики. Их около 4 тысяч человек, в основном это члены партии, а также сторонники, волонтеры, наблюдатели на выборах от «Яблока», специально отобранные независимые эксперты и журналисты. Они уже офлайн отберут в бюллетенях трех кандидатов из списка в 21 фамилию, и в случае, если никто не преодолеет 50%-ный барьер, праймериз перейдут на второй тур. И хотя победа Митрохина все же вероятна в силу его узнаваемости в Москве, но совсем не так очевидна, как это хотел представить Гудков.
Неожиданно высокий отклик москвичей получил лидер «Альянса зеленых» Александр Закондырин. Он собрал 12 тысяч подписей за свое выдвижение и честно признался, что очень удивлен такому высокому числу проголосовавших. Возможно все дело в активности «зеленых» волонтеров, собиравших подписи на улицах.
Впрочем, как я уже говорила, все так или иначе упирается в муниципальный фильтр, а поскольку самая большая проблема наших оппозиционеров, как известно, разобщенность, преодолеть его будет не так просто. Ведь помимо Гудкова, в мэры также собирается выдвигаться оппозиционный политик, глава красносельских мундепов Илья Яшин, причем все потенциальные кандидаты не в ладах друг с другом, при том что самыми адекватными и нацеленными на диалог выглядят, несомненно, «яблочники». По мнению экспертов, даже если в силу специфики московского электората кандидатам от оппозиции удастся добиться назначения второго тура мэрских выборов, они вряд ли смогут прийти к необходимому для дальнейшего успеха консенсусу.