На высший государственный пост помимо Мадуро претендовал оппозиционный кандидат от партии «Прогрессивный авангард» Энри Фалькон. Любопытно, что этот политик до перехода в оппозицию был членом правящей Единой социалистической партии Венесуэлы, то есть однопартийцем Мадуро. Фалькон назвал прошедшее голосование нелегитимным и обвинил действующие власти в подкупе избирателей. По его словам, вблизи избирательных участков были установлены специальные пункты, где проголосовавшие могли получить талоны на предоставление льгот. Кроме Мадуро и Фалькона на должность президента Боливарианской Республики претендовали бывший пастор Хавьер Бертуччи и инженер Рейнальдо Кихаду.
СМИ называют разные показатели явки избирателей, но глава Национального избирательного совета (НИС) Венесуэлы Тибисай Лусена заявила, что в голосовании приняли участи около 46% избирателей. Николас Мадуро получил 5,8 млн голосов. Таким образом он с большим разрывом опередил основного соперника Энри Фалькона, который получил 1,8 миллиона голосов.
На прошлых президентских выборах в 2013 году Мадуро с небольшим перевесом одержал победу над оппозиционным политиком Энрике Каприлесом, однако тогда явка составила 80%. На этот раз в президентских выборах не принимали участия некоторые оппозиционные партии.
Соседние с Венесуэлой страны, а также нерегиональные игроки прокомментировали результаты голосования. Министр иностранных дел Аргентины назвал избирательный процесс в Венесуэле не заслуживающим доверия. А США устами вице-президента Майка Пенса назвали их «обманом и позором».
Николас Мадуро на президентском посту проводил курс на развитие отношений с Москвой. Посол России в Венесуэле Владимир Заемский заявил, что для Мадуро слова о стратегическом партнерстве – это не пустой звук. Поэтому нужно ожидать, что сохранится интерес и нацеленность венесуэльской стороны на диверсификацию отношений с нашей страной.
Выборы в Венесуэле прошли на фоне острого социально-экономического кризиса в республике. «Ситуация скорее всего не ухудшится, по той причине, что она и так более чем скверная, – комментирует «МК» доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений СпбГУ Виктор ХЕЙФЕЦ. – Но переизбрание даст Мадуро основания говорить, что он только что подтвердил свой мандат посредством голосования. Но на мой взгляд, это достаточно призрачная возможность. Формально Мадуро получил 68% голосов, но при сравнении с показателями явки предыдущих выборов реально он получил меньше голосов, чем на прошлых президентских выборах и это если брать за основу данные избирательного совета, потому что оппозиция говорит о 35% реальной явки. Рейтинг Мадуро так и остался на уровне 30-35%. Это больше, чем было полгода назад, но совершенно недостаточно для того, чтобы управлять страной, находящейся в состоянии глубоко кризиса. Оппозиция, конечно, сама себя наказала, не пойдя на выборы, но это все равно не дает дополнительных возможностей по управлению страной президенту».
«Я не сомневаюсь в том, что будут дополнительные, новые санкции со стороны США в отношении Венесуэлы (Напомним, что в отношении Николаса Маудуро действуют американские санкции с августа 2017 года – «МК»), вопрос лишь в том, какие сферы они затронут, – продолжает эксперт. – Будут ли это санкции, распространяющиеся на конкретный список лиц, руководителей правительства, конституционной ассамблеи и вооруженных сил, или это будут санкции экономические. Например, направленные на снижение закупок венесуэльской нефти. Это ход очень сильный и обоюдоострое оружие, потому что и по США ударит, приведя к росту стоимости бензина в самых Соединенных Штатах. Но если американцы на это пойдут, это будет означать перекрывание одного из немногих каналов поступления живой валюты в Венесуэлу. США и Индия – две страны, которые платят Венесуэле за нефть валютой».