Сергей Марков, Институт политических исследований:
- Волкер неоднократно говорил о том, что конфликт на Донбассе можно разрешить только военным путем. В связи с этим он вел переговоры с Россией сугубо в ультимативном тоне. Кроме того именно он является одним из архитекторов той схемы, при которой Минские соглашения не выполняются, а на Донбасс по «корейскому» варианту 1950-х годов вводится 65-тысячный воинский контингент, формально является международным, а фактически под американским руководством. После этого все местное самоуправление ДНР и ЛНР ликвидируется, а власть в регионе переходит к военно-гражданской администрации в составе 500 человек. Затем эти люди передадут контроль над Донбассом правящей элите Украины, которая террористическими методами зачистит Донецк и Луганск от неугодных.
Волкер требовал от России выполнить этот план до начала Чемпионата мира по футболу, а иначе на востоке Украины начнется полноценная война, и Запад откажется от участия в ЧМ-2018. Однако против активным боевых действий выступил президент Украины Петр Порошенко, который, несмотря на весь свой радикализм, не хочет проливать большую кровь накануне выборов, канцлер Германии Ангела Меркель и глава Франции Эмануэль Макрон, которые не захотели оставлять своих граждан без футбола.
В результате Волкер вынужден лишь зафиксировать, что Москва отказывается выполнять его план, а другого у него нет. Вот и получается, что ДНР и ЛНР, по его мнению, никогда не вернутся в состав Украины. Впрочем, с Волкером можно согласиться в том, что конфликт на Донбассе может быть закончен только при помощи силы. Разница в наших подходах лишь в том, что с моей точки зрения, нужно ликвидировать не власти ДНР и ЛНР, а нынешнее руководство Украины.
С 2014 года неоднократно возникала надежда на то, что стороны конфликта смогут договориться миром. В конце концов, даже Порошенко заявляет о том, что хочет мирного урегулирования, не говоря уже о том, что за это выступают большинство граждан Украины, ДНР, ЛНР и вообще всего международного сообщества. Но этому препятствует так называемая «партия войны» во главе с главой МВД Украины Арсеном Аваковым, секретарем СНБ Александром Турчиновым и так далее, которые со временем только укрепляются. В свою очередь жители Донбасса категорически против того, чтобы возвращаться в состав Украины, пока эти люди находятся у власти. Как только в Киеве пройдут свободные выборы, по результатам которых военных преступников выкинут из властных кабинетов, можно будет говорить о воссоединении страны.
Денис Денисов, директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии:
- Заявление Волкера рельефно демонстрирует текущую позицию американской дипломатии в отношении Украины. Во-первых, спецпредставитель Госдепа США попытался остудить горячие головы украинских радикалов, которые надеются на «хорватский сценарий» или что-то подобное. В частности, он сказал, что Россия слишком сильна для того, чтобы Украина могла военным путем вернуть под свой контроль ДНР и ЛНР.
Кроме того, он напомнил украинским политикам, что не надо бежать впереди паровоза в вопросе миротворческой миссии на Донбассе. Некоторые представители правящей элиты в Киеве делают вид, что международный воинский контингент введут в регион со дня на день, но этого совершенно нет. Стороны даже не преступили к переговорам на эту тему, а только обсуждают предварительные условия.
Что касается перспектив возвращения ДНР и ЛНР в состав Украины, следует отметить, что самопровозглашенные республики исходят в своих действиях из Минских соглашений. Если бы процесс реализации этих договоров не стагнировал, внутри Донецка и Луганска шла бы дискуссия о том, как возвращаться к Киеву. Но в переговорах нет никакого прогресса, и ситуация становится только хуже.
Если по итогам парламентских и президентских выборов на Украине станет ясно, что новые власти тоже не собираются выполнять Минские соглашения, в ДНР и ЛНР начнут думать уже о том, как налаживать свою жизнь самостоятельно. В частности, встанет вопрос о возможности признания самопровозглашенных республик, расширения всевозможных контактов с Россией и так далее. Сейчас все зависит от Киева, если он начнет выполнять Минские соглашения, Донецк и Луганск могут вернуться, если нет, он может забыть о них.