МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Зачем Медведев поспешил с майским указом: "Времени у нас немного"

Ради обсуждения премьер собрал еще не назначенных вице-премьеров и одного Дворковича

Дмитрий Медведев решил обсудить реализацию нового "майского указа" Владимира Путина, не дожидаясь формирования правительства. На совещании в Горках присутствовали 6 из 8 потенциальных вице-премьеров, чьи фамилии были озвучены ДАМом в Госдуме, а также не попавший в список номинантов и.о вице-премьера Аркадий Дворкович. Источники прочат личному другу Медведева пост руководителя Фонда "Сколково", однако его участие в совещании может означать, что окончательное решение о «почетной ссылке» еще не принято.

Фото: kremlin.ru

От отправленного в отставку кабмина в ближайшие дни трудно было ожидать активной жизнедеятельности. По закону у Дмитрия Медведева есть неделя, чтобы внести предложения по новому составу Владимиру Путину. А у того - еще неделя, чтобы решить, насколько представленные кандидатуры соответствуют масштабам поставленных задач. Однако ДАМ решил форсировать события: совещание о мерах по реализации нового "майского указа" президента назначили, когда на том, что называется, еще чернила не просохли. "Времени у нас немного, сроки достаточно сжатые", - мотивировал такую поспешность премьер.

Очевидно, что обсуждать новые задачи со старыми членами кабмина было бы по меньшей мере странно. Поэтому в "Горки" позвали тех чиновников, чья судьба уже более менее определена. Кресло и.о первого вице-премьера Игоря Шувалова, традиционно сидящего рядом с премьером, осталось пустым. Антон Силуанов, которому прочат портфель первого зама, и другие приглашенные заняли свои обычные места и в списке участников совещания значились при нынешних должностях. Татьяна Голикова официально представляла Счетную палату, Ольга Голодец - социальную сферу, Дмитрий Козак - регионы и строительство, Виталий Мутко - спорт, Максим Акимов - аппарат правительства. Впрочем, совершенно очевидно, что Дмитрий Медведев смотрел на них уже другими глазами и ждал предложений по тем направлениям, которые они, как ожидается, будут курировать в новом правительстве.

Из 8 потенциальных вице-премьеров, чьи фамилии были озвучены ДАМом в Госдуме, до «Горок» не добрались только двое - Юрий Борисов ( зампред по вопросам ОПК) и Алексей Гордеев ( куратор аграрного сектора). Но зато на совещании присутствовал и.о вице-премьера Аркадий Дворкович, которого СМИ и их источники уже проводили в Фонд "Сколково", где он должен заменить попавшего под американские санкции предпринимателя Виктора Вексельберга. Кроме того, в числе приглашенных оказался и.о министра экономики Максим Орешкин - единственный из рядовых членов старого правительства, допущенный до обсуждения "майского указа" Путина. Впрочем, в прочности его позиций особых сомнений ни у кого не возникало и раньше. Администрацию президента на совещании традиционно представлял Андрей Белоусов — слухи о его уходе в Белый дом ( и замене на главу ЦСР Алексея Кудрина) пока не подтвердились.

Читайте материал: Эксперты: Медведев набрал в кабмин команду камикадзе

Дмитрий Медведев в своем выступлении подчеркнул, что задачи, которые предстоит решать новому правительству «беспрецедентны по сложности и масштабу»: они потребуют серьезных усилий и взвешенных решений. «Кроме того, мы не знаем, какова будет международная ситуация, с какими новыми вызовами или ограничениями мы столкнёмся. В любом случае эти риски надо учитывать», - добавил премьер. Он напомнил, что многие из тех, кто будет заниматься реализацией «майского указа» Путина, ранее участвовали в подготовке «антикризисных мер», которые оказались успешными и позволили российской экономике пройти сложный период с минимальными потерями. В числе первоочередных задач еще не сформированного кабмина Медведев назвал подготовку прогноза социально-экономического развития страны до 2024 года и национальных проектов по 12 направлениям, перечисленным в указе (демография, здравоохранение, образование, жилье, экология, дороги и тд). Прогноз, а также документ об основных направлениях деятельности кабмина, по словам ДАМа, должны быть утверждены до 1 октября 2018 года. Что касается очередных нацпроектов, то часть из них уже находится в работе — например, по поддержке малого и среднего предпринимательства, международной кооперации и экспорту. Другие предстоит написать заново или сделать более амбициозными. «Главное, что вытекает из указа, – это дальнейшее повышение уровня жизни граждан, рост продолжительности жизни, в том числе жизни активной, а стало быть, это хорошая медицина, комфортная среда, чистая экология и, безусловно, стабильные доходы», - резюмировал премьер.

Медведев пообещал, что работа будущего кабмина будет максимально открытой - к поиску наиболее эффективных решений смогут подключиться эксперты, объединения предпринимателей, представители регионов, гражданское общество. Однако к нынешнему совещанию в «Горках» эти слова премьера, по всей видимости, не относились: доклад основного спикера Антона Силуанова оказался закрытым для прессы. О его содержании граждане, в интересах которых готовился «майский указ», ничего не узнали, хотя на этот раз предложения правительства имеют гораздо большее значение, чем 6 лет назад, когда Владимир Путин выпустил первую порцию «майских указов».

Несмотря на толщину и обилие цифр, новый документ содержит гораздо меньше важной для граждан конкретики. Например, про доходы россиян в нем сказано только то, что они должны расти. Ни на сколько, ни в какие сроки, как это было в прежних указах, нет ни слова. Уровень пенсионного обеспечения обещан выше уровня инфляции, но, скажем, плюс 0,01% - это тоже выше, но на благосостоянии пенсионеров никак не скажется. Примечательно, что в Стратегии пенсионного развития социальный блок старого кабмина обещал довести размер пенсий до 25 тыс руб в ценах 2018 года. И пусть сроки обозначены не были, это, несомненно, куда более амбициозная и понятная людям цель, чем та, что прописана в новом «майском указе» президента.

Обращает на себя внимание и тот факт, что Владимир Путин отказался принять бюджетное правило, предложенное Алексеем Кудриным, и зафиксировать повышение расходов на образование, здравоохранение и инфраструктуру в процентах от ВВП. В целом вложения в эти сферы ЦСР предлагал увеличить на 2,3% ВВП — до 13,3% ВВП. Кудрин утверждал, что только так можно будет добиться прорыва и ощутимого роста благосостояния граждан, а не «точечных» улучшений. Однако «майский указ» в части финансирования не содержит хотя бы ориентировочных показателей. И даже цели в зависимости от раздела в нем прописаны совершенно по-разному. Например, блок «здравоохранение» содержит данные об ожидаемой президентом продолжительности жизни (78 лет к 2024 году, здоровой жизни - до 67 лет) или снижении смертности людей трудоспособного возраста до 350 случаев на 100 тыс. населения. А, например, в «образовании» все ограничивается поручением войти в топ-10 по качеству общего образования и обеспечить воспитание гармоничной и социально ответственной личности.

Дмитрий Медведев на совещании сказал, что деньги «для реализации указа, естественно, должны быть найдены». Известно, что речь идет о 8 трлн руб за 6 лет, но по источникам пока ничего не понятно. Владимир Путин, выступая в Думе, сказал, что дополнительные средства обеспечит рост экономики. Но что обеспечит сам рост — из уже опубликованных документов не следует. Очевидно, что власти рассчитывают на увеличение нефтяных доходов (правда, тут скорее надо благодарить Трампа, вышедшего из ядерной сделки с Ираном) — и уже обсуждают корректировку цены отсечения с нынешних $40 до $43 за баррель. Кроме того, Медведев пообещал в ближайшее время внести в парламент предложения по повышению пенсионного возраста: с помощью этой меры власти рассчитывают уменьшить дотации Пенсионному фонду и подстегнуть рост экономики.

Читайте мнениеНовому правительству России отпущен максимум год

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах