Булат Мухамеджанов, координатор правозащитной организации «Зона права», рассказал, что к ним обратились двое пострадавших от действий казаков.
Одна из них, 17-летняя Дарья, пришла на Пушкинскую площадь с другом.
«5 мая примерно в 15 часов на Пушкинской площади мы гуляли с другом. Неожиданно к нам и окружающим нас людям подлетела толпа казаков, начала толкать в сторону театра, бить нагайками, руками и ногами. Они были очень агрессивно настроены, кричали. Один из них пытался побить меня, но попал только по ногам и правой руке чуть повыше локтя. Моего друга затащили в круг, начали бить, но потом ему удалось вырваться, после чего еще несколько казаков побежали за нами, но мы смогли уйти. В начале драки они заметили плакат, из-за которого и напали на нас».
При этом никаких оскорблений в адрес казаков молодые люди не произносили и уж тем более на драку их не провоцировали. Даже плакат был совсем не антимонархический, ребята выступали против действий Роскомнадзора.
Да и что бы ни содержал плакат, это не оправдывает избиения здоровыми мужиками хрупкой несовершеннолетней девушки. Которая, надо отдать ей должное, восприняла ситуацию очень мужественно и достойно. «Пытался избить, но попал только по ногам и руке», — спокойно говорит она после того, как лицом к лицу столкнулась с озверевшим мужиком с нагайкой.
«Героем» этой истории оказался Сергей Каниболоцкий. Спутать с кем-то другим его сложно — окладистая рыжая борода, нос картошкой и ярко-голубые глаза-пули, в которых читается все что угодно, но не беспокойство за сохранение правопорядка на акции протеста. Судя по данным с его страницы в социальной сети, Сергей родился в Моздоке, проходил военную подготовку и свободно владеет оружием. Одна из последних публикаций на его странице — видео под говорящим названием «Если хочешь побить либерала». А еще там много изображений казаков, в том числе и вдохновляющие его батальные сцены. Только на всех этих картинках люди в папахах, в отличие от Сергея, бьются с равными противниками, а не вступают в вооруженный бой с беззащитными детьми.
Еще одним опознанным казаком стал Дмитрий Зайцев из Ярославля. Он сломал нос оппозиционному активисту Александру Иванову. По словам Иванова, он начал снимать на фотокамеру избивавших людей казаков, после чего к нему подошел один из них и после словесной перепалки ударил лбом по носу, как оказалось — сломал. Заявление по факту избиения активист уже подал в полицию.
Дмитрий Зайцев ранее возглавлял Станичное казачье общество деревни Щеглевское Ярославского района, а также был атаманом Ярославского городского казачьего общества. На акции он стоял не просто рядом, а в одном ряду с полицейскими.
По словам Булата Мухаметжанова, с одной стороны, действия казаков попадают под статью о хулиганстве. С другой — если будет доказано, что они получали деньги от государства, то можно ставить вопрос о том, что они были представителями правоохранительных органов. А это избавит их от ответственности перед российским судом.
Похожий прецедент уже был — именно благодаря связям с государством было отказано в возбуждении уголовного дела на напавших на участниц группы Pussy Riot казаков в Сочи.
По мнению правозащитников, тогда казаки, которые находятся на госслужбе и фактически являются представителями правоохранительных органов, избили активистов за критику политики Кремля и коррупции, а полиция сделала все, чтобы не расследовать инцидент, хотя все нападавшие были установлены.
Теперь, если представители власти признают, что казаки действовали в их интересах и казачьи дружины финансируются из бюджета, то фигурантам дел об избиениях удастся избежать суда. Если же этого не случится, то кто-то из них, возможно, переосмыслит свои действия на Пушкинской площади и поймет, что фраза: «Навальный выводит своих сторонников под дубинки» — имеет свое зеркальное отражение. В которой вместо Навального — власть, а вместо «детей» — взрослые мужчины, которые зачем-то играют в «казаков».
У этой истории есть и другая сторона, «казачий блогер» Василий Ящиков рассказал в интервью «МК» свою версию событий. Он якобы хотел поговорить с молодыми людьми, а те кидались на него с кулаками и оскорбляли. Кроме того, он рассказал, что действовал заодно с самим Навальным: «В толпе мы встретились с Навальным, решили объединить усилия, чтобы никто не погиб. Мы договорились, что я отведу казаков, а он — агрессивно настроенных молодых людей».