Внимание мировой прессы в последнее время приковано к ситуации на Корейском полуострове. Не успела завершиться Олимпиада в южнокорейском Пхёнчхане, как северокорейский лидер Ким Чен Ын заявил о своей готовности встретиться с президентом США Дональдом Трампом. В Белом Доме приглашение приняли, несмотря на более чем серьезные противоречия между Вашингтоном и Пхеньяном. Кроме того, КНДР еще до начала переговоров с Западом декларировала отказ от ядерных испытаний.
Встрече Трамп-Ким предшествует саммит Севера и Юга, ведь именно южнокорейская сторона с самого начала выступала посредником между КНДР и США. Переговоры Мун Чжэ Ина и Ким Чен Ына начнутся в 9:30 по местному времени в пятницу у демаркационной линии в Пханмунджоме. Так как принимающей стороной выступает Юг, то Сеул взял на себя дополнительные хлопоты – подготовку банкета на высшем уровне. В меню ожидается «холодная лапша по-пхеньянски», которая будет результатом совместной работы поваров Севера и Юга. Специальную технику для приготовления блюда и соответствующие заготовки доставят в Пханмунджом специально из КНДР, и уже южнокорейские повара доведут блюдо до готовности. Символичны и другие угощения: рис доставят с родины бывшего президента Южной Кореи, который провел последний межкорейский саммит в 2007 году, а морепродукты будут привезены с родины южнокорейского лидера, который участвовал в аналогичной встрече в 2000 году.
Однако же десерт уже успел стать «яблоком раздора», хоть он и содержит совсем другой фрукт. Манговый мусс со съедобной картой Корейского полуострова вызвал протест Японии. Дело в том, что на карте изображены островки Токто (Такэсима), на которые претендует Токио. Но корейцы проигнорировали возражения и японское недовольство по этому вопросу.
Кроме того, Сеул не упустил возможности намекнуть на некоторые детали биографии Кима. Так швейцарское блюдо рёшти из тертого картофеля, вероятно, призвано напомнить лидеру Севера о его учебе близ Берна. Если верить СМИ, там он получал образование вместе с сестрой Ким Е Чжон (известной также в прессе как «принцесса Е Чжон») , которая и на саммите будет сопровождать брата. Ее считают «серым кардиналом» северокорейском политики и признают большое влияние женщины на брата. В то время как некоторые другие члены правящей семьи пропадали или загадочным образом погибали, она не только смогла уцелеть, но и набрала внушительный политический вес.
«Многого от встречи ждать не следует, – комментирует «МК» ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований ИДВ РАН Константин АСМОЛОВ. – Судя по программе саммита и беспредельному количеству пафоса, мероприятие будет носить больше церемониальный, чем практический характер. Это более или менее понятно, потому что политические контакты довольно сильно ограничены южнокорейской зависимостью от США, а экономические – современным состоянием санкционного режима. В идеале было бы хорошо, чтобы стороны откатили уровень межкорейской напряженности, как минимум, на уровень 2013-2015 годов, когда были какие-то контакты и минимальное сотрудничество. Новостью является установление прямой линии между Пхеньяном и Сеулом. Сюда же относится возможность вывода войск из демилитаризованной зоны. Конечно, хорошо, чтобы стороны как-то урегулировали свои формальные отношения. Ведь согласно южнокорейской конституции, территория Республики Корея – это весь полуостров, а Север воспринимается не как государство, а как антигосударственное образование. Вероятна также какая-то договоренность об отказе от агрессивный действий в отношении друг друга и подчеркивающее стремление к миру».