Они закидывали тухлыми яйцами Михаила Касьянова и Никиту Белых. Устраивали провокации на большинстве оппозиционных мероприятий, называя это «борьбой с оранжевой революцией». На форуме «Селигер-2010» во время одной из смен была размещена инсталляция «Здесь вам не рады» из насаженных на палки голов нескольких общественно-политических деятелей: Людмилы Алексеевой, Бориса Немцова, Николая Сванидзе, Эдуарда Лимонова и других.
На фоне всего этого такие инициативы «Наших», как борьба с хамством на дорогах, помощь ветеранам Великой Отечественной или видеоархив их воспоминаний, как-то терялись, бал правила одиозность, граничащая порой с неадекватностью. Все, казалось бы, нормальные затеи приобретали пугающий характер. Чего только стоила демографическая программа «Наших» «Хочу троих детей!»: в 2007 году на Селигере состоялась коллективная свадьба (предполагалось, что будет 300 пар, но реально их было гораздо меньше), официальный брак зарегистрировал присутствовавший в лагере губернатор.
МГЕРовцы, существующие с 2005 года, на фоне «Наших» терялись. Но теперь последние ликвидированы, а несистемная оппозиция снова начинает поднимать голову — чем не повод заявить о себе перед новым старым президентом. Алексей Навальный анонсировал акции протеста, приуроченные к инаугурации, а ситуация с Интернетом, которую спровоцировал Роскомнадзор, тоже может вылиться в волну протестов. Так что идея, озвученная лидером молодогвардейцев Денисом Давыдовым, как нельзя кстати.
Он намерен создать в российских городах-миллионниках и других «проблемных для партии» городах отряды численностью 100–200 человек для противодействия оппозиции и быстрой организации провластных митингов.
«Если оппозиция начнет бросаться камнями — убегать мы не имеем права. Сами не бросаемся, но обижать никого не дадим», — растиражировали заявление Давыдова СМИ накануне.
Впрочем, на следующий день он уже дал задний ход и не стал так однозначно говорить об участии в оппозиционных акциях.
«СМИ все не совсем верно истолковали, — прокомментировал «МК» эту историю Давыдов. — Уличные акции требуют определенных знаний о том, как и где их проводить, люди должны обладать ораторскими навыками, для этого мы будем проводить обучение».
Впрочем, Давыдов не отрицает того, что с целью «профилактических бесед» и контроля за соблюдением порядка обученные молодогвардейцы могут появляться и на оппозиционных мероприятиях. Члены организации должны пресекать применение силы, но при этом не вступать в драку сами, несколько раз подчеркнул он.
Сходство с «Нашими» оказалось не только внешним, как признался «МК» бывший комиссар движения Олег Арестов, недавно с ним связывались представители МГЕР и предлагали проводить какой-то обучающий курс, название обещали уточнить позднее.
«Я отказался, потому что давно не состою в подобных организациях, а уж тем более МГЕР мне не близка», — отметил он. Тем не менее не исключено, что бесхозных после упразднения их организации нашистов будут привлекать для участия в уличных отрядах «Молодой гвардии».
Возможно, мобилизация МГЕРовцев связана с тем, что последнее время их деятельность сложно было назвать успешной и они пытаются все же оправдать свое существование. Так, перед выборами в соцсетях стала распространяться политическая реклама с аккаунтов умерших людей, разгорелся скандал, и выяснилось, что на некоторых агитках стоит логотип МГЕР. Но эту историю быстро замяли, хотя она напомнила о другом провале в рядах организации. В 2010 году верхушка молодежного крыла «ЕР» отчиталась о тушении природных пожаров, а потом выяснилось, что фотографии, где они изображены в борьбе со стихией, якобы нафотошоплены. Тогдашний лидер организации Руслан Гаттров был вскоре уволен, но формально по другой причине.
Насколько эффективны российские «хунвейбины», состоящие на службе власти, и действительно ли они не будут применять физическую силу, станет понятно довольно скоро. Сам Давыдов предположил, что специально обученные МГЕРовцы появятся на акции Навального 5 мая после прохождения «интенсивного курса».