То, что местом проведения конференции, организованной Институтом востоковедения РАН, РСМД, Международным институтом развития научного сотрудничества, исследовательским институтом «СЕРЕП», Национальным институтом стратегических исследований Кыргызской Республики и собравшей экспертов из России, Киргизии, Турции, Казахстана, Узбекистана и Китая, стал Бишкек, выглядит весьма символично. Активно участвующая в интеграционных процессах на постсоветском пространстве Киргизия, где русский язык имеет официальный статус, завоевала себе репутацию своего рода моста, соединяющего культуры и цивилизации, Восток и Запад. И в этом смысле знаковой является фигура замечательного и мудрого писателя Чингиза Айтматова (1928-2008), являющегося не только классиком киргизской и русской литературы, но и достоянием всего человечества. Неслучайно, на конференции не раз упоминалось имя великого гуманиста.
На открытии бишкекской встречи выступила сестра Чингиза Торекуловича – Роза Айтматова, рассказавшая имеющую историческую притчу о том, как возникло название родного села Айтматова, Шекер. Давным-давно, два соседних народа враждовали из-за земель, где находится это село. Земли переходили из одних рук в другие, и в какой-то момент два войска уже стояли «стенка на стенку», готовясь двинуться в бой. Но начинать первыми никто не спешил - -ведь напротив они видели своих соседей, родичей, друзей. А пока враждующие стороны готовились к сражениям, один из жителей начал привозить продукты, мед и сахар. Дело закончилось не битвой, а хорошим застольем недавних противников – между которыми появился нежданно миротворец и убедил людей помириться. За его сладкие речи ему дали прозвание Шекер (сахар).
Выступивший на конференции один из ветеранов турецкой внешней политики, экс-министр иностранных дел Турции Яшар Якыш заметил, что рассказ Розы Айтматовой о Шекере – это замечательный пример применения «культурной дипломатии», актуальность которой в непростом современном мире трудно переоценить. При этом, уверен г-н Якыш, для предотвращения продолжения конфликтов важна импровизация.
На форуме много говорили о том, как противодействовать экстремизму и терроризму, выступающему под религиозными флагами. На эту тему выступали представители и Киргизии, и Китая, и России – что неудивительно, учитывая, что, к сожалению, для этих стран проблем радикализации молодежи являются весьма насущными. Об особенностях радикализации в Центральной Азии говорил руководитель аналитического центра «Политика, право и религия» Кадыр Маликов. Доклад редактора международного отдела «МК», старшего научного сотрудника ИМЭМО РАН Андрея Яшлавского был посвящен тому, как пропагандисты экстремистов из запрещенной в РФ и других странах террористической группировки ИГИЛ умело используют достижения современных информационных технологий и инструменты «мягкой силы» для того, чтобы «ловить души» молодых людей по всему миру, включая и постсоветское пространство.
Китайский эксперт из пекинского Института западноазиатских и африканских исследований Тан Чжичао также затронул тему «мягкой силы», говоря о противостоянии международному терроризму. О том, какую опасность (в том числе и с точки зрения террористической угрозы) несет миру – и России в огромной степени – наркоситуация в Афганистане рассказывал руководитель центра научно-аналитической информации Института востоковедения РАН Николай Плотников. Приводимые им данные ошеломляют: на афганской земле производится до 90% опиума во всем мире. За годы пребывания в этой стране коалиционных сил производство наркотиков здесь выросло в 40 раз. И если в 2015 г. площадь посевов опийного мака в Афганистане составляла 183 тыс га, то в 2017 г. – уже 328 тыс га. В прошлом году был собран рекордный урожай: 9 тысяч тонн. «Афганистан превратился в классическое наркогосударство», -- констатировал эксперт.
Говорили на конференции и о достижениях и трудностях евразийского экономического сотрудничества, о миграции (в том числе трудовой из Центральной Азии в Россию), о влиянии санкций на экономику. И очень важной стала мысль, высказанная одним из участников встречи, о необходимости объединения усилий экспертного, аналитического и ученого сообществ (что было бы еще более эффективным, если бы к выводам этих сообществ внимательно прислушивались люди, принимающие важные политические и иные решения).