Юлия Скрипаль прилетела из Москвы в Великобританию накануне, 3 марта, в 14:40. Как сообщила The Telegraph, в аэропорту Хитроу ее забрал знакомый Скрипаля, некий Росс Кэссиди, и отвез в Солсбери. Кэссиди работает на цементном заводе — больше о нем ничего не известно. Пикап Кэссиди изъяли следователи. Но сам мужчина чувствует себя хорошо — и это свидетельствует о том, что вряд ли следы яда будут найдены в его машине.
Почему Скрипаль сам не встретил дочь, не ясно. Впрочем, таксист Мехмет Бейканоглу поведал прессе, что Скрипаль часто пользовался его услугами, чтобы тот довез его даже не на очень большое расстояние от вокзала в Солсбери до дома.
Так где «Новичок» или его аналог мог быть нанесен на автомобиль Сергея Скрипаля? Для этого надо восстановить все его перемещения 4 марта. Пока следователи знают о них не все: они просят тех, кто видел ВМW в первой половине дня, сообщать в полицию. Пока анализ записей с камер наблюдения показал следующее.
Около 9:15 утра камеры сняли машину на трех магистралях — она, судя по словам полицейских, ехала по дороге в районе кладбища, где похоронены жена Скрипаля Людмила и сын Александр. Затем ВМW был зафиксирован камерами около 13:30, в 13:40 Скрипали оставили ее на парковке в Солсбери, пошли в паб и ресторан, и около четырех дня оказались без сознания на скамейке в сквере.
Мы внимательно рассмотрели фото дома Скрипаля: крытого гаража у него не было, так что машину он парковал на улице у входа (об этом свидетельствуют и спутниковые снимки, сделанные до отравления: на них виден стоящий на улице BMW).
Однако дом плотно окружен такими же двухэтажными домиками. Один находится прямо в стык с домом Скрипаля, другие окружают его буквой «П», посередине как бы общая «площадь»: подъехать или подойти незамеченным к дому Скрипаля невозможно — тем более в воскресенье. Так что обработка BMW отравляющим веществом именно в этом месте маловероятна.
Александр Скрипаль, скончавшийся в прошлом году в Петербурге по до конца не проясненным причинам, родился 1 марта. Так что вполне возможно, что с раннего утра Сергей и Юлия ездили именно на кладбище.
Спутниковый снимок парковки у кладбища (см. заглавное фото) показывает, что это весьма уединенной место, окруженное зеленью. Резонно предположить, что нанесли «Новичок» на машину именно там.
Впрочем, пока не известно, где еще был BMW Скрипаля с 9:15 утра до 13:30 — вряд ли отец и дочь провели на кладбище два-три часа...
Между тем соседи и знакомые бывшего полковника ГРУ поведали журналистам некоторые интересные подробности.
Свой дом Скрипаль, уехав после обмена на российских разведчиков в Великобританию, купил за 340 000 фунтов стерлингов. Он устроил новоселье: как рассказал его сосед, таксист Джеймс Путдок, Скрипаль разнес соседям записочки с приглашениями.
Скрипаль был членом местного Железнодорожного социального клуба и платил за членство 15 фунтов в год. Изначально в клубе состояли одни железнодорожники, но потом он стал просто местом общения пожилых мужчин. Члены клуба вместе смотрели трансляции скачек или футбола и пили пиво.
Бывший полковник ГРУ часто наведывался в польский магазинчик, чтобы купить продукты, «напоминающие о родине». Последний раз он заходил туда 2 марта, купил скумбрию, селедку и колбасу. На одном из видео, записанных камерой в магазине, видно, как Скрипаль болтает с продавщицей. Кроме еды, он берет нечто похожее на лотерейные билеты.
Поговорили журналисты и с женщиной, которая убиралась в доме Скрипаля. Она назвала его «прекрасным, добрым и дружелюбным человеком» и вспомнила его последнюю просьбу: к приезду дочери как следует навести чистоту в ее комнате.
А сегодня РИА «Новости» по поводу отравления Скрипаля дал комментарий человек, которого агентство назвало «разработчиком «Новичка» - Леонид Ринк. Интересны даже не его слова (ничего нового он не сказал), а фамилия: в деле об отравлении банкира Ивана Кивелиди, как нам сообщил один из адвокатов, фигурировал Игорь Леонидович Ринк, сотрудник лаборатории в Шиханах. Ринк продал отравляющее вещество, которым в 95-м убили Кивелиди, нанеся яд на телефонную трубку в его кабинете. (ОБНОВЛЕНИЕ: 22 марта выяснилось, что адвокат ошибся - "Новая газета" опубликовала протоколы допроса Ринка по делу Кивелиди. Его звали Леонид Игоревич)
С появления Кивелиди на работе до момента, когда он потерял сознание, прошло около двух часов — при том, что он контактировал с ядом напрямую. Если предположение о том, что «Новичком» машину Скрипаля обработали на парковке возле кладбища, верно, то от момента, когда они могли сесть в «отравленный» BMW до потери сознания прошло около четырех часов.
Пока источники британских СМИ говорили: возможно, яд, нанесенный снаружи, проник в салон через вентиляцию машины.
Вентиляция в BMW 320D Скрипаля могла работать в двух режимах — ручном и автоматическом. В автоматическом режиме система сама распределяет потоки воздуха и регулирует их интенсивность в зависимости от погоды. Также автоматически контролируется загрязненность воздуха снаружи: подача его в салон отключается, если обнаруживаются вредные примеси.
Не исключено, что забор воздуха в BMW в роковой для Скрипалей день включился не сразу или работал с нарастающей интенсивностью, поэтому «дозу» они получили, уже доехав до Солсбери.
Читайте материал "Семью Скрипаля сотрясали скандалы: в них замешан бойфренд Юлии"