Матч был в Греции, и, казалось бы, какое нам дело, что там натворил российский бизнесмен, сколько у него футболистов или сколько голых рыбок плавает у него в аквариуме.
Но сейчас всё обострено до предела — внутри выборы, снаружи санкции, — а каждый скандал добавляет ложку дёгтя в нашу уже полупустую бочку мёда. Центнеры кокаина из Аргентины и Уругвая; боевой отравляющий газ в Лондоне; русалка Русала почти без чешуи; депутаты хватают журналисток за причинные места; в Чечне (где не только у хозяев клуба, но и у футболистов небось по золотому пистолету) два часа мариновали ночью в автобусе команду ЦСКА, устроив внезапно антитеррористические учения, будто разгром «Ахмата» можно расценивать как теракт, — урок всем футбольным клубам, в другой раз подумают.
Однако всё это сугубо материальные истории, а нам важнее духовность. Ведь в России духовность делит первое место с ядерными ракетами.
А гражданин Саввиди, который ходит на футбол с пистолетом, кроме бизнеса («Донской табак» и пр.) оставил след и в политике России (8 лет был депутатом Госдумы), и в её духовности. Он один из тех, кто на Поместном соборе выбрал Кирилла патриархом Московским и Всея Руси. Выборы патриарха — важнейшее историческое событие. К выборщикам было приковано обострённое внимание. Вот тогда Иван Саввиди запомнился многим. В печати цитировали его слова о том, что он «ещё в утробе матери мыслил о православии и нашей духовности». Такой удивительный случай внутриутробного развития изумил всех. Ещё бы: впервые в истории человечества.
Есть истово верующие: строго соблюдают посты, посещают все службы, исповедуются, причащаются. Есть и такие, которые вспоминают о Пасхе только при виде крашеных яиц. Но все они сперва родились, а потом их крестили, и они становились православными. И лишь один на всей земле был православным уже в утробе матери.
Тогда радиостанция «Русская служба новостей» предложила мне дебаты с господином Саввиди в прямом эфире. Стенограмма, по счастью, сохранилась. Вот некоторые фрагменты той дискуссии.
Иван САВВИДИ. Если мы сегодня разрушим духовную целостность государства, то мы, в принципе, разрушим государство.
Александр МИНКИН. Вы сказали «если мы разрушим духовную целостность». Вы говорите так, будто она есть. Посмотрите, что происходит в стране и что показывают по телевизору, вы увидите, что никакой духовной целостности у нас, к сожалению, нет.
САВВИДИ. Слава Богу, что я верую в Господа Бога. О своих делах я говорить не буду, потому что, поверьте, не хватит 24 часов.
А.М. Я не спрашиваю вас о вашем бизнесе.
САВВИДИ. У меня бизнеса нет, я депутат Госдумы... Божья воля во мне.
А.М. Воцерковленный православный, который имеет право выбирать патриарха, он должен не только ходить в церковь и ставить свечку. Он должен ходить на исповедь.
САВВИДИ. Исповедь — это то таинство, которое принадлежит конкретному человеку. Более того, могу сказать, что я не исповедовался вообще.
ВЕДУЩАЯ. Вообще никогда? Тогда, значит, вы и не причащались, потому что перед причастием необходимо исповедоваться. Широко цитировались ваши слова о том, что вы думали о православии в утробе матери. Каким образом?
САВВИДИ. Да, моя генетическая память говорит о православии. Я грек по национальности, но более русский любого русского, который скажет, что я русский. Сейчас я вам расскажу то, во что я сам верю. Я родился православным христианином и являюсь качественным православным (шикарная формула! — А.М.).
ВЕДУЩАЯ. То есть это передается генетически?
САВВИДИ. Если сохраняются обычаи и традиции в семье — они и генетически передаются, безусловно... Правильно ли я понимаю, что вы выдвигаете идею, что Россия православная избирает патриарха для бедных и нищих?
А.М. Может быть, лучше бы нищие избирали патриарха, чем богатые, потому что Иисус…
САВВИДИ. У нас разная природа.
А.М. Иисус сказал: легче верблюду через игольное ушко, чем богатому в царство небесное. Второе. Есть правила церкви, но правила очень мирские. Вы должны 10% своих доходов отдавать церкви.
САВВИДИ. Отдаю больше.
А.М. Наверное, есть бизнесмены, которые не показывают всю прибыль. Если такой бизнесмен 10% отдает церкви, он отдает только с легальных или и с нелегальных тоже? Ведь Бог же не бухгалтер, от него не спрячешь.
САВВИДИ. Россия — это общество, это народ, который имеет бедных, богатых, слабых, сильных, честных, нечестных и т.д. Совокупно. Мы говорим, если мы, россияне, хотим сохранить свою государственность.
А.М. Государственности у товарища Сталина было так много, как вы сейчас даже и не можете надеяться получить. А церковь была в ничтожестве. Церковь — это другой мир. Зачем вы говорите все время о государственности?
САВВИДИ. Я еще раз говорю: я хочу, чтобы наше государство жило.
А.М. Вы в Думе этим занимаетесь как депутат. Но церковь же не государством занимается, а душами.
САВВИДИ. Как может бедный человек быть духовно свободным? Это априори не может быть.
А.М. Вы противоречите Евангелию, просто катастрофически противоречите. Иисус сказал: «Оставь все свое добро и иди за мной». Вы депутат кого — богатых или нищих?
САВВИДИ. Я депутат своих избирателей.
А.М. Как вы думаете, среди них больше нищих или богатых?
САВВИДИ. Я могу сказать, больше среднедостаточных.
А.М. Вам кажется, что вы как депутат должны представлять интересы и богатых, и среднедостаточных, и нищих?
САВВИДИ. Безусловно.
А.М. А я думаю, что как депутат вы должны представлять в основном интересы нищих, а богатые сами за себя постоят.
САВВИДИ. Я еще раз говорю: я могу сказать, что наша партия…
А.М. Какая ваша партия?
САВВИДИ. Я член «Единой России».
А.М. Депутаты от «Единой России» получают примерно 6–7 тысяч долларов в месяц.
САВВИДИ. Не знаю.
А.М. Как вы не знаете?
САВВИДИ. Это в налоговый орган задайте вопрос.
А.М. Вы не знаете, какая у вас зарплата? Значит, вы не живете на свою зарплату.
САВВИДИ. Я еще раз говорю: всё прозрачно, в налоговый орган задайте вопрос, получите ответы. Я не знаю.
Безукоризненно одетый, безупречно выбритый, идеально причесанный — он был чем-то похож на дона Корлеоне из фильма «Крестный отец», и от него так же веяло опасностью. Было очевидно, что уже много лет, как он отвык слышать возражения. Он привык говорить, а люди должны молча слушать. Когда такие важные господа произносят тост на торжественном застолье, они говорят десять минут, пятнадцать, двадцать — все застыли, не едят, не дышат, даже дети не пищат, даже зародыши в утробе замирают.
Он был шокирован и разгневан самим фактом того, что с ним спорят. Такое, можно сказать, депутатское извращение сознания. Личность депутата неприкосновенна — значит, и суждения его неприкносвенны.
САВВВИДИ. У меня достаточно духа. И я каждый день молю Бога, и каждый день я говорю: «Господи, вразуми меня, чтобы я сделал правильный выбор». Я в начале сказал, что я, словами Бенета я сказал: я не знаю, насколько я говорю правду или нет, но я хочу, чтобы вы верили, что я верю, что говорю правду.
ВЕДУЩАЯ. Спасибо. Ну а мы подводим итоги голосования. 85,5% проголосовали за Александра Минкина и 14,5% — за Ивана Саввиди.
* * *
Веры в Бога нет без языка. Молитвы нет без языка.
Интуиция, горение чувств, душевный восторг — всё это прекрасно, но в начале было Слово. В начале христианства была проповедь, были слова.
Верующий зародыш так же маловероятен, как говорящий сперматозоид.
Инстинктивная, интуитивная вера в высшее, может быть, существует. Но православие это не просто вера. И не просто вера в Бога. И не просто вера в христианского Бога. Быть православным — значит понимать, в чем твое отличие от католиков, протестантов, адвентистов. И все это — в темноте, в животе?
Скорее уж в утробе можно быть финансистом, ибо материальная выгода (сытость) гораздо проще, чем тонкости философии и богословия. Но путать сытость (яичницу) с Божьим даром пословица не рекомендует.
А тов. Саввиди — нормальный человек. В те же самые дни, когда он готовился выразить волю Всевышнего путем открытого голосования, он дал лаконичное интервью журналу «Автопилот» на тему «курить ли в машине?». Цитируем:
ИВАН САВВИДИ, депутат Госдумы, владелец фабрики «Донской табак»: Если уж подрывать здоровье курением, то делать это нужно с удовольствием — с чашечкой кофе, под красивую музыку, с красивой девушкой.
Получать удовольствие от красивых девушек под красивую музыку состоятельные люди любят с тех незапамятных времён, когда появилась красивая музыка. (А прежде и без музыки получалось неплохо.) Нравы постепенно становились мягче...
Теперь — и это очевидно всем — всё чаще у нас вопрос решает грубая сила. В телестудиях драки, на дорогах и в школах стрельба, зелёнкой в глаза, мочой на картины. Депутата защищает неприкосновенность, бандит откупается большими деньгами...
Но не во всех странах так. Греция выдала ордер на арест Саввиди.