Протестное мероприятие 28 января было посвящено недопуску Алексея Навального к президентским выборам. Кроме заявленной темы акция мало чем отличалась от предыдущих — 26 марта и 12 июня, разве что последствиями для ее участников.
Задержанным на акциях весной и летом выписывали штрафы или отправляли под арест на несколько суток. А в случаях, если бойцы ОМОНа жаловались на то, что их, например, пнули по коленке злостные протестующие, участники акции и вовсе отправлялись в колонии. Так, по делу «26 марта» на сроки от восьми месяцев до четырех лет приговорены уже семь человек. Им вменяют «злостное сопротивление» и причинение вреда здоровью полицейских.
28 января власти решили сменить привычный сценарий. В этот день в десятках городов России был задержан 371 человек, хотя раньше такая цифра приходилась на одну Москву. Количество административных арестов тоже стало в разы меньше — 97 на всю Россию, 40 из них — не просто рядовые активисты, а сотрудники Фонда борьбы с коррупцией.
31 января на пять суток арестовали пресс-секретаря Алексея Навального Киру Ярмыш и на восемь суток — пресс-секретаря его избирательной кампании Руслана Шаведдинова. 28 января они вели прямой эфир на ютьюб-канале «Навальный.Live» о том, как проходит несанкционированный. Интересно, что делали они это из-за границы (они находились в Вильнюсе), потому что иначе, по признанию Ярмыш, «передача бы не состоялась» — 28 января полиция ворвалась в несколько помещений ФБК, из которых, предположительно, могло идти вещание.
При этом Ярмыш уточнила, что, в отличие от Шаведдинова, она задержана даже не за саму трансляцию, а за публикацию 26 января в ее Твиттере видео, в котором Навальный говорит о всероссийской «Забастовке избирателей».
Тем удивительнее, что сам Навальный по-прежнему остается на свободе. Во время акции оппозиционера схватили, доставили в ОВД и оформили протокол задержания.
12 февраля протокол об административном правонарушении за организацию несанкционированной акции был передан в суд. Но… в суде его не приняли и отослали назад следователям, по какой причине — неизвестно.
Политик даже написал развернутый пост с заголовком «Почему меня не арестовали». В нем он выдвигает версию, что с судом тянут специально, чтобы обезвредить его к президентским выборам и не дать ему участвовать в протестной активности, которая может развернуться сразу после дня голосования.
Но не все согласны с озвученным Навальным мнением, так, блогер и политический активист Олег Яковлев считает, что у Навального «слишком серьезная крыша», чтобы его арестовали на солидный срок, а несколько суток административного ареста ему только на руку, поэтому связываться с оппозиционером не стали.
Похожую версию, только без обвинений Навального в наличие у него «крыши» выдвигает политолог Игорь Бунин. По его мнению, власти решили не добавлять резонанса очередным арестом и без того громкой борьбе Навального с режимом. Предугадать грядущий сценарий невозможно, остается только наблюдать, «закроют» Навального ближе к выборам или нет. Впрочем, есть и третья альтернативная версия.
«Я бы не стал исключать такой сценарий, как новое уголовное дело против Навального и сотрудников его фонда, — считает юрист Сергей Богданов. — Упор явно сделан на аресты сотрудников ФБК, возможно, под видом административки, у них выяснили какую-то информацию.
Кольцо вокруг Навального сужается. Что это может быть за дело — неизвестно, но вполне возможно, что сейчас оно в разработке и следствию выгодно держать Навального на свободе. Обвинения по «Кировлесу» многим кажутся неубедительными, а если ФБК заподозрят, например, в отмывании денег, это уже совсем другая история».
Версия тоже имеет право на существование. К слову, недавно Навальный рассказал, что через специальную программу отслеживания узнал, что кто-то на территории ОВД включал его телефон, изъятый при аресте и хранившийся в запечатанном пластиковом пакете. После публикации этой информации в его блоге телефон вернули.