На странице экс-президента Грузии в Фейсбуке появились кадры с камер видеонаблюдения ресторана «Сулгуни», в котором был задержан политик, с подписью: «Похищение Саакашвили». На них видно, как вооруженный до зубов спецназ врывается в ресторан, пугая своими воплями случайных посетителей, и из каких-то подсобных помещений за волосы вытаскивает Саакашвили. Видео сопровождается комментарием: «Его били в лицо, всю дорогу до самолета закрывали рот и глаза, угрожали выстрелить, держали прижатым к полу микроавтобуса и вертолета».
Здесь прекрасно все: и название ресторана, и количество силовиков, направленных для задержания «преступника» (три микроавтобуса с военнослужащими госпогранслужбы в сопровождении полиции), и их вопли «Лежать! Лежать!», и вытаскивание Саакашвили за волосы из кухни, через которую он пытался бежать, и транспортировка его в Польшу на каком-то таинственном частном самолете. Спектакль явно удался. Только на кого он был рассчитан? Ведь можно же было задержать Саакашвили по-тихому, без лишних свидетелей, без видеокамер. Но это было бы не так интересно. А тут перформанс нон-стоп: в первый раз была крыша, теперь – ресторан. В точности по заветам покойного дедушки Шарпа.
Ресторан – это вообще «культовое» место для Саакашвили. Он большой гурман и любитель ресторанов. Даже будучи президентом Грузии и имея возможность заказывать любимые блюда с доставкой, он регулярно отправлялся обедать в тбилисские рестораны, о чем прекрасно знали жители столицы. Как только Мишу замечали в каком-то ресторане, вокруг него тут же собирались молодые оппозиционеры, их громкие протесты вынуждали президента прервать обед и покинуть заведение общепита. Вот и в Киеве пограничники не дали Мише допить свой чай. Но можно не сомневаться, что вечером после депортации он уже сидел в каком-нибудь ресторане Варшавы. Как ехидно написал заведующий отделом Главного департамента информационной политики администрации президента Украины Владимир Горковенко, «Лучше есть на ужин бигос и голонку в польском ресторане, чем тюремную баланду в реформированной грузинской тюрьме».
То есть свои действия украинская власть объясняет «заботой» о судьбе Саакашвили: ведь ему грозила экстрадиция на горячо любимую родину, которая уже давно приготовила экс-президенту уютную камеру в соответствии с европейскими стандартами. А это может быть даже опасно для его жизни, ведь тамошние обитатели еще помнят подвиги мишиных пенитенциарных соколов на ниве еврореформ. В Киеве ссылаются на Дублинский регламент, в соответствии с которым лицо, которому отказано в убежище, высылается в ту страну, откуда оно прибыло, если эта страна для него безопасна.
Однако депортация Саакашвили была незаконная, так как в отношении него Верховный суд Украины еще не вынес окончательного решения. Саакашвили, лишенный украинского гражданства указом президента Порошенко, в сентябре 2017 года прорвался на территорию Украины из Польши, а 11 сентября попросил о предоставлении ему статуса «лица, нуждающегося в дополнительной защите», то есть о предоставлении ему убежища. У краинская Миграционная служба отклонила этот запрос, суд первой инстанции признал это решение законным, после чего Саакашвили подал апелляцию. 5 февраля Киевский апелляционный административный суд отклонил его жалобу, но у экс-президента еще оставалась возможность обжаловать это решение в кассационном порядке. То есть все необходимые юридические процедуры для того, чтобы считать отказ в убежище окончательным, не были завершены. Срок действия временно выданной ему миграционными властями справки истекал только 1 марта. Его адвокаты собирались подать кассационную жалобу, срок для подачи которой еще не истек. К тому же после лишения Саакашвили украинского гражданства у него автоматически появился статус лица без гражданства, которое постоянно проживает на территории Украины. В соответствии с законодательством Украины, экстрадиция таких лиц запрещена.
Так что, если строго следовать закону, экстрадиция в Грузию Саакашвили не грозила. Хотя соответствующий запрос был направлен: 5 сентября Минюст Украины получил запрос от Главной прокуратуры Грузии на арест и выдачу Саакашвили. Как сообщила теперь министр юстиции Тея Цулукиани, аналогичный запрос в прошлом году был направлен и Польше, когда там находился Саакашвили. По ее словам, "Грузия не снимала и не снимет запрос Украине об экстрадиции Михаила Саакашвили". Цулукиани рассказала, что у Киева было два выбора: экстрадировать Саакашвили на родину или депортировать в Польшу. "Украина выбрала второй вариант", — добавила она.
Впрочем, есть основания сомневаться, что нынешние власти Грузии искренне стремятся заполучить Саакашвили. Для них он – лишняя головная боль. Несмотря ни на что, в Грузии у него еще остаются сторонники. Это члены его партии и сотрудники силовых структур, которые многим ему обязаны. Помещение экс-президента в тюрьму могло бы вызвать какие-то акции протеста. А у него самого появился бы новый имидж «страдальца». Польша, скорее всего, Грузии его не выдаст: в Варшаве его уже охраняет польская полиция, то есть власти этой страны взяли его под свою защиту.
Есть и еще одно объяснение поспешных действий Киева: 13 февраля Саакашвили должны были допросить в Святошинском райсуде украинской столицы по делу расстрела «Небесной сотни» на Институтской в феврале 2014 года. Напомним, что в последнее время появились свидетели, утверждающие, что близкие к Саакашвили люди замешаны в этом преступлении…