Напомним, заместитель командира эскадрильи штурмового авиаполка Восточного военного округа Роман Филипов совершил свой последний боевой вылет 3 февраля. Пара Су-25 должна была совершить облет зоны возле города Идлиб, где сейчас идут активные боевые действия. Самолет майора был сбит из переносного зенитно-ракетного комплекса, летчик катапультировался. Он приземлился возле поселка Телль-Дебес и вступил в бой с окружившими его боевиками. Сначала он отстреливался из штатного пистолета. Получив тяжелое ранение офицер, вплотную окруженный террористами, подорвал себя гранатой. Последние слова героя: «Это вам за пацанов!»
Перед вылетом летчики обязательно получают боевую задачу и проходят инструктаж. В ходе инструктажа летчикам напоминают алгоритм действий в ходе возникновения чрезвычайных ситуаций.
Единых правил по этому поводу нет. Все зависит от того, в какое время года и в какой местности проходит вылет. Как рассказывают летчики, имеющие опыт боевых действий, первое правило — как можно дальше уйти от места падения самолета, ведь эту территорию будут «прочесывать» очень тщательно.
У летчика есть портативный УКВ-радиопередатчик, который подает сигнал на определенной частоте и по нему можно связаться с поисково-спасательной группой. Замаскировавшись, он должен его включить. Поисково-спасательная группа обязательно запеленгует маяк и обнаружит пилота.
В экстренных случаях для связи летчик так же может использовать мобильный телефон. Если помощи долго нет, то, скрытно передвигаясь, надо идти по направлению к базе, периодически включая радиомаяк. По инструкции, летчику сбитому над вражеской территорией надо избегать людей и населенных пунктов. В случае, если летчик заметил, что спасательная группа рядом, он зажигает сигнальный дым или запускает сигнальный патрон.
При вылете у летчика всегда с собой носимый аварийный запас (НАЗ), который крепится под кресло. В первую очередь это средства выживания. НАЗ оснащён аварийным радиомаяком "Комар-2М", который автоматически срабатывает в случае катапультирования. Так же в комплект входят - автомат АКСУ, универсальные сигнальные патроны, сухое горючее, перевязочные средства, спички, зеркало, а так же соль, сахар и вода. То, что может помочь выжить в течении суток в случае аварийного покидания самолета.
Как рассказал «МК» источник близкий к Минобороны, автоматический пистолет Стечкина был табельным оружием Филипова. «При боевом вылете он всегда с собой на кобуре, - уточнил источник. - Гранаты - это личная инициатива летчика, на войне это не наказуемо. Они, отдельно от запалов, могут хранится в так называемой разгрузке летчика».
По мнению источника, майор просто не успел достать автомат из аварийного запаса и использовал то оружие, которое было у него под рукой. Также нужно учитывать, что кабина Су-25 достаточно небольшая, поэтому хранить там целый арсенал просто невозможно.
Говоря о личных вещах Филипова, источник предположил, что, как правило, летчики, особенно штурмовой авиации, очень суеверны, поэтому зачастую «на удачу» берут с собой вещи, никакого отношения к вылету не имеющие.
Поисково-спасательная группа, которая во время вылетов всегда дежурит на аэродроме Хмеймим в постоянной боевой готовности, просто по времени не успела добраться до места последнего боя майора Филипова. Нужно учитывать, что в этом районе действуют многочисленные террористические группы и добираться туда на вертолетах - самоубийство. Группа выдвинулась на наземном транспорте. Однако, учитывая скоротечность боя, было уже поздно.
Читайте материал «Роман Филипов говорил друзьям: «Никогда не сдамся, лучше застрелюсь»