Когда в экспертном сообществе кипят споры об истребителе 6-го поколения — каким он будет: пилотируемым или беспилотным, кто его первым построит, — обычно в этот момент мало кто задается вопросом: нужен ли вообще самолет 6-го поколения? И если нужен, то кому и под какие цели?
Ряд специалистов уверены: разговоры о самолете 6-го поколения преждевременны. Современные вооруженные силы, и не только российские, особой нужды в нем не испытывают, впрочем, как и в 5-м поколении. Базовые характеристики машин 4-го поколения — маневренность, скорость, вооруженность — настолько отработаны, что вполне отвечают задачам современной войны. Потом, в эти самолеты заложен огромный модернизационный потенциал, который позволяет их начальный срок службы — порядка 50 лет — увеличить более чем на треть. При этом машины поколений 4+ или 4++ военному бюджету обходятся многократно дешевле, нежели новинки с пока еще весьма сомнительными боевыми возможностями.
Приводится и другой аргумент: системы ПВО в современном мире развиваются намного быстрее, чем авиатехника. Наша страна является мировым лидером в тематике ПВО, а потому ряд экспертов считают, что следует и далее развивать именно это направление, тем более что это намного дешевле, чем создание новейших истребителей, которые в ходе боевых действий будут сбиты этими самыми современными средствами ПВО.
Есть те, кто утверждает, что на сегодня технологии создания авиатехники достигли своих предельных значений. Они как бы обогнали время. И чтобы создать машину следующего, 6-го поколения, необходим революционный технологический прорыв, которого пока не предвидится. Но прогресс сдержать невозможно. Трудно представить, что конструкторская мысль остановится на самолете 5-го поколения, а военные согласятся: хватит, нам и этих самолетов достаточно, других не надо. Так что в разных странах мира конструкторская и инженерная мысль с разной степенью успеха все равно движется в направлении создания самолета 6-го поколения.
Пока человечество точно не знает, какие именно технологии станут ему доступны в ближней перспективе. Сейчас специалисты готовы лишь пунктирно указать тенденции развития авиатехники будущего.
***
Утверждают, что над проектом истребителя 6-го поколения уже работает несколько стран: Китай, Россия и США. Европейцы тоже делают попытки, идя по пути беспилотника, создаваемого по технологии «стелс», который разрабатывают инженеры концерна Dassault nEUROn. Но дальше всех продвинулись Штаты.
По крайней мере из официальных источников известно, что американский проект такого самолета называется F/A-XX. Это двухместный истребитель с двумя двигателями. Максимальный взлетный вес на уровне 45 тонн, дальность — 3000 км. Создание F/A-XX Пентагон поручил фирме «Боинг», которая должна сделать его к 2030 году.
В 2009 году американцы даже показали рисунки этой машины. Хотя позже в процессе работы первоначальный облик самолета серьезно изменился. Но базовые вещи остались. К примеру, планер — это «летающее крыло» без вертикального оперения, где киль создает дополнительное аэродинамическое сопротивление, а поворот происходит за счет малогабаритных рулей, расположенных на крыле. Во время прямолинейного полета рули убираются и выпускаются лишь при маневрировании.
Что касается тактики его применения, то начальник военно-морских операций Джонатан Гринет недавно вскользь упомянул, что скорость и скрытность нового самолета не будут являться приоритетом. Главное — дальность обнаружения целей и нанесение ударов с больших расстояний, из чего можно сделать вывод, что для ближнего боя, где машине нужна сверхманевренность, она не приспособлена.
Известно, что США создают и беспилотную машину, которая может стать носителем лазерного или электромагнитного вооружения. Но пока эта работа якобы зашла в тупик из-за проблем с энергетической установкой.
Над самолетом 6-го поколения довольно активно работает Китай. Там это многофункциональный истребитель «Хун Лун» — «Огненный дракон». Китайские СМИ пишут, что его создают несколько десятков разработчиков из России. В отличие от американского аналога китайский самолет создается как сверхманевренная машина, что неудивительно, так как именно сверхманевренность всегда считалась коньком именно российской конструкторской школы.
По данным информагентства Shanghai, китайский «дракон» будет иметь «импульсный доплеровский радар, отвечающий за обнаружение и отслеживание наземных объектов и воздушных целей, включая крупные воздушные объекты»: «Он способен блокировать несколько опасных ближайших целей. На задней части изделия установлено специальное радиоэлектронное оборудование. Система радиолокации при наводке позволяет установить государственную принадлежность объекта. Антенна способна заметить спереди самолет-истребитель на расстоянии примерно 150–180 км, а сзади на дистанции до 90 км, также позволяет обнаружить танки на расстоянии 60–90 км, на дистанции 150–180 км заметить морской объект. Самолетная РЛС в состоянии одновременно отслеживать 20 воздушных целей и одновременно атаковать 8 ближайших объектов».
Механизм контроля за вооружением китайского самолета будет включать в себя лазерные и оптические установки, радарную систему прицеливания и новейшую навигационную систему.
***
Данные о перспективах российского истребителя 6-го поколения поступают весьма противоречивые. Одни специалисты говорят, что разговоры на эту тему пока из области научной фантастики. Другие, напротив, утверждают, что тема 6-го поколения находится в стадии идей и формирования задач. Третьи вообще уверяют, что работы идут полным ходом, машина взлетит в 2023–2025 годах, а полностью будет готова к 2030 году и называться будет МиГ-41.
У нас долгое время спорили о том, каким станет новый истребитель: пилотируемым или беспилотным? Те, кто отстаивал беспилотный вариант, утверждали: человеческий организм имеет массу физиологических ограничений, коих лишен беспилотный аппарат. Для летчика на борту предусмотрены системы жизнеобеспечения и эвакуации, что утяжеляет машину. Если ее убрать, то самолет станет легче и маневренней. Те же, кто отстаивал пилотируемый вариант, напирали на моральный аспект: можно ли доверить бездушному роботу принятие решения о том, кого убивать, а кого нет?
Сейчас, как говорят в оборонке, консенсус найден: самолет создадут сразу в двух вариантах. При этом беспилотные и пилотируемые машины будут действовать в группе, или, как говорят, в стае, где пилотируемый самолет на одного-двух летчиков — это командный пункт для 3–4 беспилотных машин, которым ничто не помешает выполнять головокружительные маневры, не опасаясь перегрузок, достигать гиперзвуковых скоростей и выходить в ближний космос (примерно так, но полностью в пилотируемом варианте сегодня уже применяется МиГ-31БМ).
И здесь, считают конструкторы, будет очень важен момент взаимодействия между несколькими «стаями» самолетов. К примеру, первая такая авиационная группировка во главе с пилотируемой машиной выполняет боевые задачи в одном районе, а вторая — в другом, за тысячу километров от нее. Если первая «стая» несет серьезные потери, то летчик второй должен иметь возможность взять управление ими обеими на себя или быстро поделиться своими самолетами.
Планируется, что максимальная расчетная скорость новинки достигнет 5 М (пять скоростей звука), а крейсерская, без форсажа, — не ниже 2 М. Для этого новый самолет должен быть намного легче всех своих предшественников, то есть делать его нужно из сверхлегких и сверхпрочных материалов, к которым предъявляется множество требований: термостойкость, механическая прочность, поглощение облучения радарами противника, низкие величины теплового излучения...
Причем такого рода материалы нужны не только для создания мощной теплоизоляции кабины экипажа или планера самолета, который при огромных скоростях испытывает мощное воздушное трение, но в том числе и для двигателей. Им требуется защита от перегретого воздуха, который поступает из воздухозаборников. Такими материалами мы пока не обладаем, и это на сегодня может стать, по мнению специалистов, главной проблемой, с которой столкнулись еще в прошлом веке конструкторы американского высотного бомбардировщика XB-70 «Вальки́рия», создававшегося для стратегического авиационного командования США.
Этот самолет должен был заменить B-52. Его поставки намечались на 1963 год. Но главная проблема ХВ-70 «Валькирии» была в том, что самолет, хотя был сделан из титана и нержавеющей стали, весил около 230 тонн и во время полета при скорости 2,5–3 М нагревался до 3000 градусов. Тогда конструкторы не смогли преодолеть эту проблему — и проект был сокращен до статуса исследовательского.
Вот потому, считают конструкторы, если не решить проблему новых материалов уже сегодня, то завтра ни о каком самолете 6-го поколения речи быть не может.
***
При создании самолета нового поколения предстоит также решать задачу незаметности, то есть «стелс»-технологий, так как машина должна противостоять не только существующим системам ПВО и РЛС, но и их будущим модификациям.
В отношении «стелс»-технологий Россия и США долгое время придерживались разных точек зрения. Американцы утверждали, что можно пожертвовать сверхманевренностью в пользу скрытности. Российские конструкторы всегда считали иначе, уверяя, что «стелс» ради «стелса» чрезвычайно сужает диапазон боевого применения самолетов, хотя технология очень дорогая.
Такой самолет не может нести много оружия, так как все оно спрятано в фюзеляже (внешние подвески демаскируют машину). Он ограничен по скорости и дальности полета и с большой осторожностью вынужден применять радар, а то и вовсе обходится без него, поскольку излучение радара выдает даже самый невидимый самолет так же, как луч фонарика в темноте.
Но все же главное отличие российского подхода в том, что, по мнению отечественных специалистов, сверхманевренность в современной военной авиации приобретает все большее значение. Этому способствует ряд факторов: во-первых, «стелс»-эффект достигается в очень узком частотном диапазоне, во-вторых, стремительно идет вперед все, что связано с радиолокацией и средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), и в-третьих, США быстро теряют монополию на единоличное обладание самолетами новых поколений.
То есть нельзя исключить вероятность того, что в воздухе как противники могут встретиться два малозаметных «стелс»-истребителя, принадлежащих разным странам. В этом случае тактика ведения боя возвращается к прошлому, когда сверхманевренность машины играет не просто важную, а решающую роль.
Когда два самолета в дуэльной ситуации летят навстречу друг другу, то действительно незаметность важна — тот, кто позже обнаруживается, получает тактическое превосходство, занимает более выгодное положение и успевает подготовить атаку. Но подобных случаев в реальном бою очень мало, так как современные воздушные бои, как правило, групповые. В одиночку уже никто не летает. А в этом случае на первый план уже начинает выходить маневренность.
Даже в наши дни, не говоря уже о будущем, воздушный бой представляет собой невидимую схватку электромагнитных лучей на расстоянии сотен километров, где на поле боя самолеты могут появиться в самый последний момент. Поэтому эффект неожиданности, как и раньше, — это половина успеха. И его, считают российские специалисты, можно добиться куда более надежными, простыми и дешевыми способами, нежели «стелс»-технологии. При этом, говорят они, окончательно отказываться от «стелс»-технологий никто не собирается, просто не следует делать их приоритетными в ущерб более важным боевым характеристикам.
***
Новый самолет должен быть оснащен и новейшим вооружением. Планируется, что на нем будут стоять электромагнитные пушки СВЧ-диапазона, которые смогут выводить из строя электронику самолетов противника. Правда, ряд специалистов считают, что это лишь прожекты — дело весьма далекого будущего.
Говорят также, что самолет 6-го поколения оснастят сверхдальними гиперзвуковыми ракетами, способными работать по воздушным, наземным и морским целям. И действовать они будут по принципу «свободной охоты». То есть смогут сами назначать главные и второстепенные цели, распределяя их между членами «стаи» для поочередного уничтожения.
Другая тема — лазерная защита российского истребителя 6-го поколения. Ее постоянно обсуждают на Западе. К примеру, британская Daily Mail писала, что эти мощные установки своими лучами будут просто выжигать «глаза» ракетам противника, разрушая их головки систем самонаведения.
Нет сомнения, что самолет обязательно оснастят и новой системой подавления РЭБ. Каждый ее блок сможет выполнять одновременно несколько функций. То есть один и тот же прибор будет и радиолокатором, и системой радиоэлектронной борьбы, и средством связи, при этом выполняя еще функции навигации и госопознавания. Работать такой блок сможет с учетом коллективных действий всей группировки сил.
...Однако все разговоры относительно возможностей истребителя 6-го поколения пока больше похожи на предположения и мысли вслух разного рода экспертов и специалистов. Представители ОПК и авиачиновники каких-либо официальных заявлений на этот счет стараются избегать. Их слова о перспективах развития боевой авиации звучат куда более приземленно. Так, например, недавно министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что испытания российского истребителя 5-го поколения Су-57 (или ПАК ФА — перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) с новыми, специально созданными для него двигателями продлятся еще около трех лет. То есть самолет 5-го поколения нашим военным ждать еще минимум три года.
О том, сколько лет ждать самолет 6-го поколения, думаю, не знают пока ни военные, ни министры.