Вице-спикер Верховной рады Ирина Геращенко обвинила Путина в попытке обменять полуостров на корабли. По ее словам, российские власти сначала оккупировали и разграбили украинскую территорию, а теперь хотят вернуть Киеву ненужные объедки.
В свою очередь глава запрещенного в России Меджлиса крымских татар и депутат Верховной рады Рефат Чубаров сказал, что Путин никак не может перестать унижать Украину.
Между тем, командующий ВМС Украины вице-адмирал Игорь Воронченко сообщил, что в Крыму остались 8 боевых кораблей: большой десантный корабль «Константин Ольшанский», чьи двигатели украинские моряки залили цементом, корветы «Тернополь», «Приднепровье» и «Хмельницкий», корабль управления «Славутич», два тральщика «Черкассы» и «Чернигов», противолодочный корвет «Луцк», ремонт которого подходил к завершению в 2014 году, и единственная в Украине подводная лодка «Запорожье», отремонтированная на 70%. Кроме того, на полуострове остались 2 батальона БМП, 2 батальона БТР, 7 дивизионов артиллерии и 4 минометных батареи.
Впрочем, как рассказали «МК» жители Севастополя, по крайней мере украинские корабли сегодня можно использовать только в качестве целей на военных учениях:
Евгений Шулятьев, капитан дальнего плаванья: «Лично я против передачи кораблей Украине. Во-первых, нужно потратить много денег на то, чтобы их заправить, заплатить команде, чтобы они согласились на нем плыть и так далее. Во-вторых, эти корабли скорее всего утонут где-то посередине между Севастополем и Одессой. Даже во времена Украины судами никто не занимался, а с 2014 года они и вовсе стали никому не нужны. Не знаю, охраняют ли их, но в море они не выходят... Просто ржавеют у причала. Не удивлюсь, если выяснится, что и Киев не захочет их забирать, так как у современной Украины нет ни денег на их ремонт, ни возможности для их утилизации»
Андрей Никулкин, житель Севастополя: «Эти корабли давно морально, а главное физически устарели. Из-за нашей огромной влажности они еще в 2013 году были ржавыми. Наверное, мало средств вкладывалось на антикоррозийную обработку. Нет смысла держать эти гробы на бюджете Севастополя или Крыма. Лично я не дал бы денег даже на утилизацию. Проще испытать на них новые ракетные установки, расположенные вблизи Севастополя, и затопить их где-нибудь на разных участках Черного моря проверив уровень точности ракет. Можно оставить только «Ольшанского». Вроде бы он все еще адекватен современности»
Действительно, «Константин Ольшанский» был введен в эксплуатацию в 1985 году, «Луцк» - в 1993 году, «Тернополь» - в 2006 году, «Приднепровье» - в 1984 году, «Хмельницкий» - в 1985 году, «Славутич» - в 1992 году, «Черкассы» - в 1977 году, «Чернигов» - в 1974 году, а «Запорожье» - в 1970 году. При этом возраст в 25 лет считается в ВМФ России предельным для военных кораблей.
Особенно показательной оказалась судьба «Запорожья». Чтобы единственная украинская подводная лодка не утонула, российским морякам пришлось приварить ее к металлическим опорам в Южной бухте Севастополя. Сначала подлодку предлагали отправить в один из местных музеев, но потом передумали и вовсе запретили приближаться к ней ближе, чем на 100 метров.
«Луцк», «Тернополь» и «Хмельницкий» стоят на приколе недалеко от «Запорожья». С 2014 года они ни разу не выходили в море, и тихо ржавеют под присмотром российских военных, которые, по заверению местных властей, следят, чтобы содержимое посудин не разворовали мародеры. В целом же Южная бухта производит впечатление кладбища кораблей.
В 2014 году оставшиеся в Крыму украинские корабли вроде бы собирались передать Киеву, так как Черноморскому флоту они оказались совершенно не нужны. Затем началась война на Донбассе, и пошли слухи о том, что когда ДНР захватит Мариуполь, бывшие украинские корабли поднимут флаг самопровозглашенной республики. Но теперь и об этом никто не вспоминает.
На бывшее украинское достояние могут полюбоваться все желающие. Для этого достаточно купить билет на один из прогулочных катеров в Севастополе. В городе это одно из главных развлечений для туристов.
Читайте материал «Погибло и сгнило»: судьба украинских кораблей»