МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Угроза войны с Северной Кореей: насколько возможен ядерный конфликт

Эксперт: ситуация развивается по крайне негативному сценарию

Северная Корея продолжает оставаться одним из главных очагов напряженности в мире. Приход к власти в США Трампа лишь обострил ситуацию, не помог и тот факт, что в Южной Корее президентом стал относительно миролюбивый Мун Чжэ Ин. В конце декабря Совбез ООН принял резолюцию о новых санкциях против КНДР. Этот шаг в Пхеньяне расценили как «акт агрессии», заявив о намерении и дальше развивать ракетно-ядерную программу. Что же ждет Корейский полуостров в новом, 2018 году?

Северокорейская водородная бомба: больше не миф

Большинство санкций, вводимых мировым сообществом в отношение Северной Кореи, связаны, как правило, с нарастающей военной активностью Пхеньяна. Конечно, в вину лидеру КНДР Ким Чен Ыну вменяются и нарушение прав человека, ущемление различных свобод. Но главным поводом для тревоги остаются именно ракетно-ядерные испытания.

2017 год стал в этом смысле переломным: Пхеньян не только провел многочисленные запуски ракет (включая и межконтинентальную), но и протестировал 3 сентября водородную (термоядерную) бомбу. Более того – по словам северокорейских военных, она может быть помещена и на ракету-носитель.

Напомним, что об успешном термоядерном испытании Пхеньян сообщал еще в 2016 году, однако на тот момент эксперты сомневались в полученных данных, сочтя заявления КНДР всего лишь бравадой.

Испытание в сентябре 2017-го, в свою очередь, практически не оставило у специалистов сомнений: Северная Корея располагает водородным оружием, и, если верить самому Ким Чен Ыну, готова его применить.

Внешние силы, пытаясь сдержать развитие ракетно-ядерной программы КНДР в 2017 году, на самом деле поспособствовали этому как никогда прежде. Отношения Пхеньяна с Вашингтоном – и без того крайне напряженные, – обострились после вступления в должность президента США Дональда Трампа. Выбрав в качестве «мальчика для битья» северокорейского лидера Ким Чен Ына, хозяин Белого дома даже значительную часть своей первой речи в Генеральной Ассамблее ООН посвятил КНДР. Дошел он и до личных оскорблений, ответ на которые не заставил себя ждать – Ким Чен Ын назвал Трампа «бешеной собакой», «психопатом» и пообещал «укротить его огнем».

Не разрядил обстановку и приход к власти в Южной Корее Мун Чжэ Ина. Новый президент неоднократно давал понять, что Сеул не собирается беспрекословно действовать в соответствии к курсом Вашингтона, а также выражал намерение предпринять меры по разрядке отношений с северными соседями. Однако нарастающая активность КНДР, похоже, лишила Мун Чжэ Ина его пацифистских иллюзий.

Применят ли США «сирийский сценарий» в КНДР?

В этих условиях все чаще речь заходит о вероятном превентивном ударе по Северной Корее со стороны Соединенных Штатов. Впрочем, из Вашингтона на этот счет поступают весьма противоречивые сигналы.

С одной стороны, президент Трамп неоднократно заявлял, что готов «усмирить» Ким Чен Ына. Указывая на неготовность Китая участвовать в этом, американский лидер подчеркивал: в случае необходимости США справятся и сами.

В пользу этой версии говорят события 2017 года в другой точке земного шара – в Сирии. Как известно, в начале апреля американские военные нанесли удар десятками ракет «Томагавк» по сирийской территории. Несмотря на то, что ряд стран, включая и Россию, осудили этот шаг, он, по сути, остался без ответа.

Это, считают американские эксперты – причем, не из числа «ястребов», – может вдохновить Трампа на аналогичный шаг относительно КНДР. Беспокоят же аналитиков последствия подобных мер: Северная Корея – не раздираемая гражданской войной Сирия, и Пхеньяну уже сейчас есть, чем ответить Вашингтону.

К счастью, внешняя, да и военная политика США определяется не только Дональдом Трампом.

Так, например, американский постпред в ООН Никки Хейли при принятии санкций против КНДР регулярно подчеркивает: Вашингтон не ищет войны, но вынужден сдерживать Пхеньян всеми доступными средствами.

О том, что США рассматривают в качестве главной опции дипломатическое решение северокорейского вопроса, заявлял и глава Пентагона Джеймс Мэттис. А Глава американского стратегического командования, генерал Джон Хайтен и вовсе заявил, что готов оспорить возможный приказ Трампа о ядерном ударе по КНДР.

Все это, несмотря на грозные заявления президента США, дает надежду, что Вашингтон на открытый военный конфликт с Пхеньяном не пойдет. Этого, вероятно, не будет делать и Ким Чен Ын. Причина, по мнению аналитиков, проста: конечно, в случае удара по США или по Южной Корее, Северная Корея сумеет нанести ущерб своим заклятым врагам, но ответные меры абсолютно точно приведут к падению режима в КНДР, и Пхеньяну это не нужно. Тем не менее, в сложившейся патовой ситуации к войне могут привести не только обдуманные действия одной из сторон, но и банальная трагическая случайность, вероятность которой в условиях бряцания оружием (как Пхеньяна, так и Вашингтона с Сеулом) крайне высока.

Готов ли Пхеньян к уступкам?

В данный момент ситуация вокруг Корейского полуострова развивается по крайне негативному сценарию, отметил в беседе с «МК» кореевед, директор Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН Георгий Толорая.

«К сожалению, российской стороной было очень мало сделано для того, чтобы каким-либо образом снизить эффект от новых санкций, принятых Советом безопасности ООН на заседании 22 декабря, – полагает эксперт. – Москве удалось отстоять лишь совместный транспортный проект «Хасан-Раджин» (решение о его реализации было принято еще в 2000 году в ходе встречи Владимира Путина и Ким Чен Ира; речь идет о модернизации ранее созданной железнодорожной колеи из России до северокорейского порта Раджин и создании там комплексного транспортного терминала для переправки грузов. – «МК»). Таким образом российское влияние на Корейском полуострове, полагаю, ослабнет.

Я не думаю, что в краткосрочной перспективе последуют какие-то резкие шаги или некие провокации со стороны Пхеньяна в ответ на новые санкции. Поскольку понятно, что после этого дело может дойти уже до полной экономической блокады КНДР. А этого, надеюсь, Северной Корее сейчас не нужно.

Тем не менее, положение после принятия резолюции Совбезом ООН, конечно, лучше не стало, и решение корейского вопроса новые санкции не приблизили.

На мой взгляд, в 2018 году ситуация должна принять вполне определенный характер: либо будет война, либо удастся каким-то образом помириться.

Северная Корея, впрочем, вряд ли пойдет на уступки в вопросах, которые касаются ее ракетно-ядерной программы. Но вполне возможно, что удастся найти какие-то обходные пути и варианты, которые позволят уже Соединенным Штатам пойти на уступки, сохранив при этом лицо.

Так или иначе придется жить рядом с Северной Кореей, имеющей в своем распоряжении ядерное оружие, – но обставив все таким образом, чтобы это было мирным сосуществованием, а не конфликтом. И я надеюсь, что в течение 2018 года какое-то решение в этом смысле все-таки будет найдено».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах