Спецпредставитель российского президента по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев подчеркнул, что в конгрессе примут участие сами сирийцы, а страны-гаранты будут представлены только в качестве наблюдателей. «Мы хотим, чтобы там поприсутствовали те, кто выступает исключительно за политический диалог, — заявил Лаврентьев. — Чтобы спокойно сели, отбросили в сторону все предрассудки, собрались и поговорили, как им двигаться дальше».
За считанные дни до встречи, точный состав ее участников все еще не известен. Но ясно то, что большая часть противников президента Башара Асада ее не посетит. Представители около 40 оппозиционных группировок в понедельник, 25 декабря, подписали совместное заявление, в котором так обосновали свой отказ: «Россия ничего не сделала, чтобы облегчить страдания сирийского народа и не подтолкнула режим, гарантом которого она себя считает, на путь мирного решения».
Не примут участия в конгрессе и Представители сирийской курдской партии «Демократический союз». На этом настаивала Турция, которая считает, что она связана с Рабочей партией Курдистана, признанной в Анкаре террористической. Курды в свою очередь заявили, что готовы приехать на переговоры только в качестве представителей самопровозглашенной «Федерации северной Сирии», что тоже вряд ли устроит как Анкару, так и Дамаск.
«Если Конгресс и пройдет в Сочи, а в Москве постараются сделать все, чтобы он состоялся, подавляющего большинства оппозиционных группировок там не будет, — напомнил в разговоре с «МК» профессор кафедры современного Востока Факультета истории, политологии и права РГГУ Григорий Косач. — Сейчас говорить об успехе этих переговоров не совсем разумно, потому что нужно четко знать, кто приедет. Точного состава участников еще не анонсировали. Речь ведь не идет об одной оппозиции. Речь идет о несовпадениях желаний Москвы и Анкары по поводу, например, курдского представительства».
Эксперт напомнил, что основной площадкой для политического урегулирования в Сирии сейчас является Женева. Хотя прогресс женевских переговоров пока не очевиден, туда хотя бы с большим желанием приезжают представители сирийской оппозиции. Чего нельзя сказать о сочинском Конгрессе. «Этот Конгресс никак не соотносится с переговорами в Женеве, — подчеркнул Григорий Косач. — Говорить о том, что его результаты будут признаны в ведущих странах региона, пока не приходится. Москва может провести это мероприятие и даже объявить об успехе, но насколько это будет соответствовать действительности? Плюс ко всему есть еще и другая проблема. Не только оппозиция не желает туда ехать, но и представители официального режима очень скептически относятся к проведению этого мероприятия».
Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал