По словам Поклонской, для того, чтобы избежать несправедливого уголовного преследования, необходимо в соответствующую статью Уголовного кодекса включить уточнение о целях приобретения GPS-трекеров и других аналогичных устройств.
- Предложения предварительные: в диспозицию данной нормы были внесены такие понятия как "умышленное незаконное производство и/или сбыт специальных технических средств", а также, что самое важное, "приобретение с целью", то есть вводится дополнительный обязательный признак состава преступления — цель (то есть приобретение с целью негласного получения информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, совершенно умышленно), — рассказала журналистам Поклонская, добавив, что приобретение «GPS-трекера для кота, собаки, ребёнка, машины, мотоцикла и других личных бытовых нужд не будет считаться преступлением».
В тоже время адвокат Оксана Михалкина считает, что необходимо менять не закон, а его применение - доказать, с какой целью приобреталась техника, даже с новыми поправкам не удастся.
- Действительно, сегодня доказать, что данная техника покупалась для своих нужд, а не для того, чтобы вмешиваться в частную жизнь, практически невозможно. Любой, кто приобретает «шпионскую» технику автоматически попадает под санкции закона... В тоже время логика использования подобной техники в отношении своих несовершеннолетних детей или, как в известном случае с фермером, есть. Фермер надел ошейник на корову - в чем заключается общественная опасность? Да ни в чем... Но я против того, чтобы постоянно менять законодательство. Это популизм. Еще раз повторюсь, доказать, что техника покупалась, например, для личных целей, невозможно, слишком тонкая грань. Но при этом, я за грамотное и правильное, а также единообразное трактование закона и его применение. Все-таки брешь именно в применении данной нормы, которая давно переросла в «уравниловку», - пояснила юрист.
Напомним, что о проблеме с трактованием статьи 138.1 УК РФ стало широко известно в ходе пресс-конференции президента Владимира Путина. Тогда достоянием общественности стал вопиющий случай с фермером села Лопатки Лебяжьевского района Курганской области Евгением Васильевым, который приобрёл трекер для своей коровы и попал под уголовную ответственность.
Впрочем сейчас, по его словам, в правоохранительных органах затишье. Хотя в день пресс-конференции, на которой обнародовали его историю, Лебяжьевский районный суд должен был приступить к рассмотрению его дела.
- Сначала дело перенесли на 14 часов, а потом и вовсе вернули прокурору, мол, не хватало подписи. С тех пор тишина, - рассказал «МК» 39-летний фермер. - Говорят, мое дело и другие похожие дела будет проверять Генпрокуратура.
Напомним, что сам инцидент произошёл ещё в сентябре этого года.
- У меня небольшое хозяйство - корова, телёнок, козы. На сайте Али-экспресс заказал GPS-трекер за 390 рублей. Это самое простое устройство, которое работает по сим-карте. Так как стоило оно недорого я решил поэкспериментировать. Ещё подумал, как раз к весне придёт, - рассказал «МК» фермер.
По словам мужчины, этот трекер был ему необходим, потому что бегать и искать потерявшийся скот ему крайне тяжело:
- Понимаете, у меня бронхиальная астма и мне тяжело бегать за скотом, я просто задыхаюсь. А животные постоянно уходят то в лес, то в соседние деревни. Многие ищут по несколько дней и бывает находят одни рога да копыта, - рассказал Васильев.
Посылка ни весной, ни летом не пришла.
- Я решил, что меня обманули и забыл о заказе. И только в сентябре, 29 числа мне позвонили с почты и сказали, что посылка доставлена. Я пришёл, посмотрел, верно, посылка моя. На выходе из здания меня ждали два сотрудника ФСБ. Они попросили пройти с ними, написать объяснительную. Как потом выяснилось, они выявляли покупателей этой техники и вышли на меня, - рассказал фермер.
По его словам, новость о том, что он стал обладателем запрещённого GPS-трекера, который содержал скрытый микрофон, дистанционно активировавшийся с помощью SMS-сообщения, для него стало шоком.
- Оказалось, что диодный трекер под статью не попадает, а мой, с яркой красной кнопкой, - запрещён. Но откуда мне, фермеру, знать такое? Все пользуются такой техникой, она действительно облегчает непростую жизнь фермеров. Тем более, у нас в деревне нет ни магазинов, где бы могли объяснить, что к чему, а только доступный сайт Али-экспресс, - пояснил «МК» Васильев.
В итоге Васильева обвинили в «незаконном приобретении специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». Хотя Васильев следить и вмешиваться в чужую личную жизнен даже не думал...
По словам фермера, таких бедолаг, как он, которые приобретали технику для своих нужд, а попадают под 138.1 статью, сегодня немало. Силовики нередко намеренно однобоко трактуют закон и таким образом зарабатывают легкие «палки», улучшая статистику раскрываемости.
Так, по мнению еще одного из «потерпевших» из-за пресловутой статьи, обратившегося в «МК», на сегодняшний день в законодательстве до сих пор нет четкого определения специальным техническим средствам для негласного получения информации (СТС НПИ), из-за которых разразился правовой скандал. Этот пробел в законодательстве и развязывает руки экспертам ФСБ, которые на своё усмотрение относят устройство к запрещённым или свободным к продаже:
- В результате получается полный правовой беспредел - функции классификации СТС НПИ выполняют эксперты ФСБ по своему внутреннему убеждению, тем самым выполняя законодательные функции, что является нонсенсом в любой правовой системе.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram