Перед началом заседания деятели культуры обменивались впечатлениями об итогах года, который оказался насыщенным как громкими премьерами, так и не менее громкими скандалами.
Александр Сокуров сетовал, что его триумф в Берлине остался практически не замеченным в Москве: в начале декабря режиссеру вручили почетную премию Европейской киноакадемии. Актер Евгений Миронов назвал главным событием года спектакль Серебренникова "Маленькие трагедии", которые открыли "другого Кирилла". А ректор академии русского балета им Вагановой Александр Цискаридзе переживал, что весь год занимался преимущественно финансовыми вопросами, а не творчеством. "Но мы живы, здоровы и это уже хорошо!" - подбадривал сам себя балетмейстер.
Первый зам главы АП Сергей Кириенко напомнил журналистам, что Владимир Путин несколько раз встречался с деятелями культуры - в частности, в Крыму и в Санкт-Петербурге. Многие вопросы, которые ставились на этих встречах, по его словам, уже решены, другие находятся в процессе обсуждения.
"Деятели культуры давно говорят о том, что нужна новая редакция закона о госзакупках, учитывающая специфику этой сферы", - напомнил Кириенко. "Если бы Минфин навел порядок, не было бы ни дела Кирилла, ни других дел, - уверен Сокуров, - Мы все время наталкиваемся на плохо проработанные финансовые документы. А некоторые уже считают, что это делается специально, чтобы была возможность для изоляции по политическим мотивам". Епископ Тихон Шевкунов обсуждать эту (и вообще любые другие) темы с журналистами отказался, чувствуя себя более комфортно «в объятиях» министра культуры Владимира Мединского.
"Совет по культуре - это не место для манифестаций! - считает маэстро Гергиев, - Я пришел сюда не для дискуссий. У меня нет задачи будоражить культурное сообщество какими-то страшными глобальными проблемами страны".
Но Владимир Путин от проблем не уклонился. В своем обращении к деятелям культуры он признал, что законодательство о госзакупках не всегда учитывает специфику их сферы и ставит "работающих здесь людей в двусмысленное положение".
"Нужна его корректировка. В установке понятных и прозрачных правил финансово-хозяйственной деятельности творческих организаций заинтересованы и представители культурного сообщества и государство", - подчеркнул президент.
Количество накопившихся проблем, многие из которых носят базовый характер, по его мнению, требует обновления всей государственной гуманитарной политики. Культура не должна рассматриваться, как отрасль социальной сферы, оказывающая определенного вида услуги. "Предлагаю разработать новый закон о культуре, в котором важно четко отразить особенности и специфику этой сферы", - заявил ВВП.
Присутствующие не заставили себя просить дважды и, воспользовавшись случаем, рассказали президенту, что, по их мнению, необходимо предусмотреть в законе, а чего там ни в коем случае быть не должно.
"Мы постоянно получаем циркуляры, которые следует выполнять. Например, недавно директора театров получили указание заполнить анкету мониторинга детского репертуара, имеющего возрастные ограничения", - пожаловался председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин, зачитав выдержку из инструкции, в которой, и правда, без пол-литра не разберешься.
- Представьте себе директора детского театра, который читает эту анкету и ругается нецензурной бранью! - сказал Калягин.
- Директор детского театра не должен ругаться, - заметил Путин, но спорить с аргументами Калягина не стал - крючкотворчество, действительно, не способствует творчеству.
Евгений Миронов посчитал необходимым изменить подходы к получению званий заслуженного и народного артиста. Сейчас их дают за выслугу лет, а нужно прежде всего учитывать творческие достижения. Кроме того, на звание народного существует квота - 5 человек в год.
- Пять мало? Давайте сделаем 50, 150! А вам это надо? А где же тогда выдающиеся деятели искусств? Много у нас Мацуевых? Один. А получится, что и он народный, и я народный, - с недоумением ткнул в себя пальцем президент.
- Мы как-то в Питере сидели, и меня, как выдающегося музыканта попросили сыграть, - пустился в воспоминания ВВП, - И я начал двумя пальцами... Денис, который только подходил к двери, сразу почувствовал почерк большого мастера: "Это вы, Владимир Владимирович, "Мурку" играли?"
Путин сказал, что в принципе не против совершенствования законодательства в этом направлении. Главное, чтобы новые нормы не девальвировали почетные звания.
Хотя до начала заседания деятели культуры уверяли, что не собираются говорить о Кирилле Серебренникове, поскольку президент уже озвучил свою позицию, это имя все-таки прозвучало, причем в более широком контексте.
"Зачем держать за решеткой Алексея Малобродского, Софью Апфельбаум, историка Юрия Дмитриева?" - перечислял другие резонансные случаи литературовед и телеведущий Александр Архангельский. По его словам, общественность напрягает, что уголовные дела превращаются в акции устрашения. "Нужно расследовать, а не преследовать", - подытожил критик, напомнив, что за Серебренникова поручались самые разные люди, но их обращения были проигнорированы следствием.
- Если бы это было преследование, а не расследование, то спектакль Серебренникова не был бы поставлен на сцене Большого театра. А это произошло, - парировал Владимир Путин. Президент признал, что обвинения против режиссера во многом связаны с "недостаточно проработанной регламентацией хозяйственной деятельности", но если закон неправильный - это еще не значит, что его не надо исполнять. "Dura lex, sed lex" («закон суров, но это закон» - «МК») - процитировал он, добавив, что уже высказался за необходимость корректировок.
Режиссер Алексей Герман призвал ВВП в связи с делом Серебренникова проявить прежде всего милосердие: "Я знаю, что семья для вас очень важна. А у Кирилла 84-летний отец и мать с болезнью Альцгеймера. Я боюсь, что он может их не застать!"
Путин ничего не ответил. Однако ранее президент уже обещал подумать о масштабной амнистии, приуроченной к выборам 18 марта. Слишком много накопилось дел, которые, по всей видимости, не имеют иного решения.
Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал