«МК» не раз писал об этом законопроекте, который во исполнение поручения президента был рожден в Минстрое и внесен в Госдуму от имени правительства: в окончательном виде он предполагает серьезную правку Градостроительного кодекса и еще 17 действующих законов. Хотя в названии документа есть слова «в целях расширения возможностей участия граждан в принятии решений в области градостроительной деятельности», первоначальная редакция предлагала нечто противоположное: полную отмену публичных слушаний (пусть и далеко не идеальной, но все же «контактной» формы обсуждения проектов по благоустройству, землеотведению и строительству) и замену их на «общественное обсуждение», то есть опрос в Интернете.
На эту инициативу, предлагающую реализовать мечту любого чиновника — минимизировать его личное общение с населением, резко отреагировали все думские фракции. Против принятия документа в первоначальном варианте выступал и ОНФ. «За» в первом чтении в марте 2017 года голосовали одни единороссы. При этом в постановлении профильному Комитету по транспорту и строительству было предписано ко второму чтению «предусмотреть» возвращение публичных слушаний в качестве «приоритетной» формы учета мнения граждан хотя бы по некоторым градостроительным вопросам вроде обсуждения проектов генплана городского округа или поселения, правил землепользования и застройки, планировки, выдачи разрешения на строительство или реконструкцию объектов, принятия правил благоустройства территории.
В результате многомесячных обсуждений с правительством текст законопроекта существенно изменился. Добиться в полной мере учета своих требований Госдуме не удалось. Публичные слушания-собрания в Градостроительном кодексе останутся, но лишь как одна из двух возможных и абсолютно равноправных форм выяснения мнения граждан — наряду с общественным обсуждением в Интернете.
Выбирать способ опроса граждан по конкретным вопросам будут муниципальные власти. В городах федерального значения (Москве, Петербурге и Севастополе) решение этого вопроса отдано городским властям. Есть все основания полагать, что чем крупнее и богаче город, чем лучше развита в нем интернет-инфраструктура — тем больше вероятность, что приоритетным станет как раз «общественное обсуждение», а не публичные слушания.
«Это компромисс, максимум, чего удалось добиться», — сказал «МК», подводя итог работы над текстом, глава думского Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко (ЛДПР). А представитель ОНФ, замглавы Комитета по контролю и регламенту Наталья Костенко («ЕР») в разговоре с «МК» заметила: «органы власти на местах должны понимать, что если они не наладят каналов связи с гражданами и не будут реально учитывать их мнение, то какую бы форму они ни выбрали для проведения слушаний, недовольство выплеснется на улицу, и никакой Интернет их от этого не защитит». «Эти риски должны просчитываться при реализации закона», — считает г-жа Костенко.
В законопроекте прописаны общие правила проведения публичных слушаний и общественных обсуждений. Участвовать в них смогут лишь постоянно проживающие на данной территории граждане, владельцы земельных участков, капитальных строений и «частей объектов капитального строительства», расположенных на этой территории. Все участники слушаний или интернет-опросов должны будут представить паспортные данные, свидетельства о регистрации юрлиц и документы о праве собственности.
Оповещать о начале обсуждения или слушаний законопроект предписывает на официальных сайтах муниципалитетов и в принадлежащих им СМИ. Еще один вариант — специальные стенды около зданий администрации, «в местах массового скопления граждан», в «иных местах» и «иными способами». В каких местах и какими способами — эти важные детали тоже отдаются на усмотрение местных чиновников, как и вопросы об организации «экспозиции» обсуждаемых проектов. Сейчас Градостроительный кодекс обязывает муниципальных чиновников выступать на публичных слушаниях, но теперь им предписано лишь «консультировать» граждан в ходе экспозиции, причем вместо себя официальные лица могут прислать кого угодно — даже девочку-стажера.
Третье чтение законопроекта состоится 22 декабря. В силу закон вступит с момента официального опубликования — видимо, в январе. Региональные и местные власти должны определиться в рамках своих полномочий не позднее 1 июля 2018 года. Пока подзаконных актов нет, публичные слушания будут проводиться по старым правилам.