СЦКК был создан в сентябре 2014 года как площадка для диалога между Украиной, ДНР и ЛНР при посредничестве России. Фактически всем переговорам в Минске, касающимся военной ситуации на Донбассе, предшествовали консультации в этом центре. Однако, как сказано в сообщении МИД России, в последнее время украинская сторона все чаще саботировала деятельность российских офицеров, не разрешала им посещать объекты на линии соприкосновения, общаться с местными жителями и так далее. Даже выход в город для российских офицеров, пребывающих в Соледаре, на украинской стороне, был проблематичным. Его разрешалось осуществлять только по предварительной заявке и только в сопровождении украинских «надсмотрщиков». Но последней каплей стало решение Киева об обязательном раскрытии всех персональных данных российских офицеров, включая состав семьи, с 1 января 2018 года.
Как сообщил источник «МК», знакомый с ситуацией, больше всех уходом России из СЦКК оказались недовольны наблюдатели ОБСЕ. Ранее они работали в Донецке и Луганске по следующей схеме: сообщили в центр о маршруте своей поездки, российские военные утвердили его с представителями ДНР и ЛНР, ополченцы гарантировали безопасность, и наблюдатели отправились в путь. Как известно, у представителей ОБСЕ не получается выстраивать диалог с ополченцами самостоятельно. Без посредников в ситуацию каждый раз придется вмешиваться замглавы СММ ОБСЕ Александру Хугу, который будет звонить руководству ДНР и ЛНР. Очевидно, что ни о какой оперативности в таком случае речи быть не может, но вообще без согласования каждый выезд наблюдателей может оказаться последним. Пример подобной трагедии мы уже могли наблюдать в конце апреля 2017 года, когда наблюдатели не рассказали о своем маршруте ополченцам ЛНР и взорвались на мине в районе села Пришиб.
Уже 19 декабря российские военные покинут СЦКК, всю ответственность за это Москва возложила на Киев. Чего добивается украинская сторона, «МК» выяснил у Дениса ДЕНИСОВА, директора Института миротворческих инициатив и конфликтологии:
— Судя по всему, СЦКК прекращает свое существование. С одной стороны, эта структура не была предусмотрена Минскими соглашениями, а с другой — сама логика жизни и взаимоотношений на Донбассе обусловила ее возникновение. О его создании договаривались не дипломаты, а военные, — в том числе поэтому у членов СЦКК так и не появилось никакого официального мандата.
По сути, СЦКК представлял собой коммуникационную площадку между представителями вооруженных сил Украины, России, ДНР и ЛНР. В его рамках можно было в ручном режиме и максимально оперативно решать те вопросы, которые возникают на линии соприкосновения каждый день. В частности, одним из важнейших вопросов было обеспечение безопасности для представителей мониторинговой миссии ОБСЕ во время их поездок по территории ДНР, ЛНР и линии соприкосновения. Представители центра согласовывали их поездки и обеспечивали их безопасность. Кто теперь будет этим заниматься, неизвестно, реальных возможностей оперативно согласовать свой маршрут у наблюдателей не осталось.
Представители России отказались от участия в СЦКК не по своей воле, а из-за подлой позиции Киева. Недавно Верховная рада приняла новое положение о посещении россиянами Украины. В частности, для въезда в страну российские силовики должны раскрыть всю информацию о месте рождения и проживания своих родственников, данные о прохождении службы, обучении и так далее. Естественно, военные не могут себе такого позволить и вынуждены отказаться от участия в СЦКК.
Россия, Донбасс и ОБСЕ от этого точно не выиграют, а вот Украина получит возможность сказать, что в регион нужно немедленно ввести миротворцев ООН, так как без них ситуация скоро скатится в хаос. В то же время, если бы Киев ставил перед собой задачу политического урегулирования конфликта, он бы никогда не стал выдвигать российским военным подобных условий.
В продолжение темы: Возможные последствия ухода наблюдателей с Донбасса: война и крах Украины