Верхнюю палату российского парламента всерьез озаботила та лавина рекламы лекарственных средств, которой заполнено эфирное время на телевидении. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко охарактеризовала ситуацию словом «безобразие». «Лекарства должен выписывать доктор, он должен советовать, — заявила она. — Кому-то это лекарство помогает, а для кого-то это может быть убийственно. Над этой темой, я считаю, надо поработать».
Телевизионные компании будут настроены решительно против такого развития событий, считает глава комитета по соцполитике Валерий Рязанский. А как может быть иначе, если их доходность напрямую зависит от рекламы и запрет на продвижение лекарств может серьезно пошатнуть их финансовую стабильность? Тем не менее Рязанский подчеркнул, что «не надо навязывать людям лекарства в обход врачей».
Сенатору Сергею Лисовскому совместно с комитетом Совфеда по социальной политике 29 ноября было поручено проработать все возможные варианты по регулированию рекламы лекарственных препаратов на ТВ, проанализировать возможность введения полного запрета на нее, а также внести соответствующие изменения в две статьи Закона «О рекламе».
Напомним, что в ноябре представители верхней палаты внесли поправки в Закон «О рекламе», запрещающие печатать навязчивую информацию на квитанциях по оплате услуг ЖКХ. Тогда члена комитета Госдумы по экономической политике Игорь Торощин сказал: «Рекламщики и управляющие компании исходили из сомнительного постулата, что разрешено все, что не запрещено. С принятием этого закона мы положим этому конец». Теперь конец намерены положить сомнительной практике распространения лекарств не по рецептам врачей, а по советам ТВ.
В законах «О рекламе» и «Об обращении лекарственных средств» распространение такой информации, в общем-то, и так запрещено, но ограничение прописано такими витиеватыми формулировками, что в них тяжело разобраться и легко обойти одновременно, отметил в разговоре с «МК» первый заместитель председателя комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский. По его словам, порой один какой-то пункт, который должен выражать позицию по особой категории лекарств, прописан на полторы страницы, чего в законах обычно не допускается.
«Реклама лекарственных препаратов в России по сути запрещена, но мы видим, что она активно присутствует на телеэкране, — отметил сенатор. — В такой навязчивой рекламе по ТВ невозможно разъяснить специфику того или иного лекарства, а также все особенности его применения и противопоказания. Зрителей эмоционально подвигают купить препарат, не разъяснив его истинного функционала. Ни в одной развитой стране мира на телевидении нет рекламы лекарственных средств».
Лисовский подчеркнул, что в настоящее время идет проработка соответствующего законопроекта. Вопрос также предстоит обсудить с Минздравом РФ. «Процесс достаточно сложный и потому не быстрый, но думаю, что в черновом варианте проект закона будет готов до конца осенней сессии, — рассказал член Совфеда. — И в феврале мы вполне будем готовы его внести».