Напомним, баталия началась с требования общественников ликвидировать все испытательно-тренировочные базы, выпустить диких зверей на свободу и учить собак навыкам охотничьего дела исключительно бесконтактными способами — «как в просвещенной Европе». Охотоведы в ответ на такие выпады заявляли, что новомодный бесконтактный метод обучения — это медленная смерть для отраслевого собаководства и, как следствие, потеря уникальных, исконно русских пород гончих, лаек и борзых.
Теперь же идея от зоозащитников как под копирку перекочевала в Госдуму. Там сейчас ждет своего часа законопроект с очередной порцией поправок в многострадальный Закон «Об охоте». Авторы — солидная группа из восьми депутатов во главе со спикером нижней палаты парламента Вячеславом Володиным. В пояснительной записке парламентарии в красках описывают прелести бесконтактной учебы. Дескать, она и гуманная, и без жестокого обращения с животными. Казалось бы, чего тут роптать, тем более еще и в Год экологии?..
Только вот экспертам охотничьей отрасли хватило беглого взгляда, чтобы найти в законопроекте не просто пробелы, а настоящие черные дыры.
— В поправках не расшифровано понятие «физического контакта» и не прописаны критерии такого контакта собаки с диким зверем, — поясняет президент Росохотрыболовсоюза Татьяна Арамилева. — Когда я обнимаю человека — это физический контакт? А когда бью — тоже? Тогда какой из них в рамках закона, а какой — нет? Здесь то же самое. Если не будет четкого перечня недопустимых критериев такого контакта, закон будет мертворожденным. Работать он никогда не будет.
Более того, в проекте нет ни слова о том, что в понимании его авторов значит «жестокое» и «гуманное» обращение с животными. Такие белые пятна, по мнению специалистов, неизбежно приведут к расширительному толкованию нового закона. А это — золотая жила для коррупции.
Тем не менее спорный законопроект уже получил поддержку в профильном думском Комитете по природным ресурсам. В заключении за подписью его председателя Николая Николаева говорится следующее: «Законопроект будет способствовать формированию в стране цивилизованной и гуманной системы обращения с животными».
Еще более мрачную картину, с настоящими пытками диких зверей, рисует и Минкульт. Он тоже включился в борьбу за поправки (охотоведы, правда, недоумевают: при чем тут вообще культурное ведомство?).
Мы приводим цитату из письма Минкультуры без купюр: «Дикие животные находятся в ограждениях, клетках и часто сдерживаются веревками. Кроме того, в погоне за прибылью хозяева притравочных станций часто идут на превышение нагрузок, в результате чего зверь погибает. Крупные звери — волки, кабаны, медведи, которые могут за себя постоять в природе, в притравочных станциях нередко стреножены, их лапы сдерживаются веревками и цепями, клыки удаляются. Звери испытывают страшные физические мучения именно по его (человека) вине. В притравочных станциях животные страдают, испытывают боль и стресс, находятся в постоянном страхе».
Такие обвинения привели охотоведов в настоящий шок. Росохотрыболовсоюз сразу же запросил у чиновников хотя бы несколько примеров с доказательствами описанных зверств. Где акты обследования и экспертизы убитых медведей и кабанов? Где фотографии вырванных клыков и когтей и где хотя бы одна цепь, которой сковывались лапы зверя? Куда делись постановления судов, уголовные дела и приговоры по сообщениям о жестоком обращении с животными? И были ли вообще такие сообщения?
Ответа из Минкульта охотники пока так и не получили. В запросе они указали, что если реакции от чиновников не будет, они оставляют за собой право обратиться в правоохранительные органы и требовать возбуждения уголовного дела за клевету в отношении авторов жутких неподтвержденных зарисовок.
А о том, зачем нужны очередные невнятные поправки с минимальной степенью детализации и гигантским полем для коррупции, эксперты говорят прямо:
— В числе прочего налицо лоббирование распространения английских, американских и немецких пород собак на территории России, — объяснили в Росохотрыболовсоюзе. — При этом распространение осуществляется путем уничтожения российских пород собак с целью их замещения.