Госдума начнет пленарное заседание с принятия постановления, в проекте которого «неприемлемыми» названы любые посягательства на свободу слова и право на получение и распространение информации. Но, «защищая демократические ценности», Госдума, как следует из текста документа, оставляет за собой право на аналогичные посягательства, то есть «на ответные симметричные меры» — в соответствии с международной дипломатической практикой. На решение о лишении аккредитации при Конгрессе США журналистов российской государственной телекомпании Russia Today ответной «зеркальной» мерой станет запрет на посещение Госдумы представителями американских СМИ, признанных в России иностранными агентами.
Вероятно, закроют свои двери для американских СМИ-иноагентов и региональные законодательные собрания, в проекте постановления им предлагается принять аналогичные решения. И Совет Федерации, скорее всего, поступит по примеру Госдумы уже на следующей неделе.
Найти способ «зеркально» отреагировать на недружественный выпад со стороны США парламенту удалось не сразу. Предусмотренная законом «О СМИ» возможность введения постановлением правительства ограничений на работу иностранных журналистов из тех стран, где российские журналисты с такими ограничениями столкнулись, почему-то даже не рассматривалась. Глава МИДа Сергей Лавров еще на прошлой неделе говорил о том, что будет использован российский закон о СМИ-иноагентах, вступивший в силу 25 ноября. Но этот закон, написанный на чьей-то «коленке» и спешно принятый в ответ на предыдущие недружественные действия в адрес RT (а именно на ее регистрацию иноагентом в США), было невозможно задействовать оперативно из-за отсутствия подзаконных нормативных актов, где должны быть определены важные детали.
1 декабря глава думского Комитета по контролю и регламенту Ольга Савастьянова («ЕР») неожиданно для многих заявила, что ответной «симметричной» мерой станет запрет на посещение Госдумы всеми без исключения американскими журналистами из 21 СМИ, аккредитованными при МИД РФ. Трудно поверить, что г-жа Савастьянова не согласовала свои слова и действия с руководстфвом палаты. В чем здесь «зеркальность», было не очень понятно: в Конгресс США пока не пускают лишь журналистов RT, а не всех российских СМИ без исключения. Возникал и непраздный — с учетом ухудшающихся с каждым днем отношений между Россией и США — вопрос: чем сможет «зеркально» ответить Россия, если Конгресс в свою очередь ответит и лишит аккредитации еще пару российских телеканалов или агентств?
Хотя еще 30 ноября в Госдуме уверяли, что поиск варианта «зеркального» ответа ведется в ходе консультаций с Советом Федерации и МИДом, СФ не спешил присоединяться к озвученной г-жой Савастьяновой инициативе.
4 декабря утром президент разблокировал этот закон, подписав указ, наделяющий полномочиями включать в реестр СМИ-иноагентов и исключать из него Министерство юстиции РФ. В тот же день вечером думский Комитет по контролю и регламенту одобрил проект постановления с «зеркальным» ответом, содержание которого изложено выше. О прежней радикальной затее на заседании никто даже не вспомнил. А принимавшая участие в мероприятии глава Департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова заявила, что в Госдуму закроют доступ «только тем СМИ, которые финансируются по линии госдепа и других госструктур США», и это не означает лишения аккредитации МИДа, дающей право на работу в России вообще. Пока, по ее словам, никто не собирается распространять эти меры на СМИ из других государств.
А утром 5 декабря Минюст объявил, что в реестр включены 9 СМИ. Только два из них («Радио Свободная Европа/Радио Свобода» и «Голос Америки») аккредитованы при МИДе, остальные 7 — это аффилированные с ними новостные ресурсы вроде «Сибирь.Реалии» или «Фактограф».
Какие именно ограничения, действующие в отношении НКО — иностранных агентов, будут распространяться на них в связи с включением в реестр, неизвестно. Минюст еще не разработал порядок их применения к СМИ-иноагентам. Очевидно, что полностью распространить на СМИ все требования и запреты, касающиеся НКО-иноагентов, невозможно хотя бы потому, что это организации совершенно разной юридической природы.